Экономика. Что делать.

топ 100 блогов werewolf000130.01.2019
Россия может не войти в топ-5 крупнейших экономик мира к 2024 году. В правительстве начали говорить о возможном падении темпов роста мировой экономики, что неизбежно ударит и по РФ. Эксперты считают, что главные проблемы носят внутренний характер и прочат годы стагнации.
Похоже, у российских чиновников появилось оправдание, почему российская экономика рискует остаться в застойной яме. Как заявил во время Гайдаровского форума на сессии «Россия и Мир: национальные цели развития и глобальные тренды» глава Минэкономразвития Максим Орешкин, задача выхода экономики РФ на темпы роста в 2021 году на уровне 3% осложняется внешними рисками.
«Чтобы дойти до глобальной рецессии, как это было, например, в 2008 году, должен действительно случиться очень серьезный кризис. Но даже серьезное замедление — если мы раньше говорили, что экономика глобальная растет 3,7%, даже уход на 3% — это очень серьезное изменение всех условий, в которых существуют экономики, в том числе российская», — заявил Орешкин. В этом случае мировая экономика не вытянет российскую.
«Источником роста для нас (не будет) внешний мир — это касается и экономической динамики, и санкционных историй, и торговых войн… Вытянуть она (экономика) может себя только сама, в условиях тяжелой демографии — за счет инвестиционного роста и роста производительности труда», — отметил министр.
Примерно в таком же духе рассуждал на форуме и первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.
«Что касается общих рисков реализации наших целей, если мы возьмем прошлый шестилетний период, то, конечно, это все изменения внешние, которые у нас есть, – торговые ограничения, санкции, войны торговые, которые сегодня ведутся. Безусловно, это не на пользу не только мировой экономике, но и РФ, поскольку мы очень глубоко интегрированы», – пояснил он.
Первый зампред Центробанка Ксения Юдаева в свою очередь заявила, что Банк России готовится к любым сценариям развития событий на финансовых рынках в 2019 году.
«Мы считаем, что мы должны быть готовы к любым сценариям, поэтому мы смотрим на достаточно жесткие сценарии и готовимся именно к ним», — сказала она.
По ее словам, если 2017 год был на удивление очень стабильным, то 2018 был годом высокой нестабильности на широком круге рынков — в том числе на финансовых рынках развивающихся стран. Волатильными были и цены на нефть.
При этом часть причин этой волатильности Юдаева назвала «рукотворными» — это торговые войны. Беспокоятся развивающие страны и из-за ужесточения политики ФРС США. Как отметила Юдаева, в этой ситуации «хорошо бы все были с парашютом и умели бы им пользоваться».
Кроме того, она подчеркнула, что ЦБ видит разные сценарии перераспределения международных резервов и считает китайский юань интересной валютой для вложений.
Банк России опубликовал на прошлой неделе структуру международных резервов. На конец июня 2018 года снизилась доля доллара до 21,9%, одновременно увеличилась доля евро до 32% и юаня до 14,7% (годом ранее на китайскую валюту приходилось всего 0,1%).
Эксперты уверены, что надеяться на высокий экономический рост России в ближайшее время не приходится. Но скорее не из-за внешних причин, а из-за внутренних проблем.
Так, экономист Алексей Ведев, выступая на форуме, среди основных негативных факторов, которые будут препятствовать росту, выделил увеличение издержек на труд, падение эффективности экономики и растущую закредитованность населения.
Россияне имеют короткий долг и очень дорогой, поэтому говорить о том, что сравнивать закредитованность россиян и американцев, как это делают некоторые эксперты, не целесообразно, буквально за несколько месяцев ситуация может очень сильно ухудшиться, считает Ведев.
Долги россиян недавно достигли очередного исторического рекорда. По статистике Центробанка, объем задолженности домашних хозяйств достиг почти 16 трлн руб. При этом, как поясняли эксперты, в кредитную кабалу россиян толкает нехватка текущих доходов и отложенный за предыдущие кризисные годы спрос.
В целом в 2019 году российская экономика вырастет на 1-1,3%, что можно считать стагнацией, отметил Ведев.
О том же на другой сессии говорил и глава Счетной палаты Алексей Кудрин. По его словам, главные факторы достижения темпов роста российской экономики выше среднемировых и вхождение в топ-5 экономик мира — это трудовые ресурсы, инвестиции и рост производительности труда. При этом уже очевидно, что трудовые ресурсы будут негативно влиять на экономический рост
«Трудовые ресурсы будут сокращаться, тот поток мигрантов, который в предыдущие годы закрывал, он не будет таким, как сейчас. Тем более у нас не растут реальные доходы населения, девальвация тоже оттолкнула мигрантов», — отметил глава Счетной палаты.
В целом, по словам Кудрина, одних нацпроектов недостаточно для выведения России в топ-5 крупнейших экономик мира. В частности, в них не отражена цель по снижению доли государства.
Глава российского представительства Международного валютного фонда (МВФ) Габриэль Ди Белла между тем заявил, что спад в российской экономике оказался не настолько глубоким, как ожидали изначально в МВФ. При этом, по его словам, российским властям нужно сосредоточиться на поиске новых драйверов роста. Текущее состояние не позволяет экономике превысить показатель роста в 1,5% ВВП в год, тогда как экономике следует расти в среднем на 3 процента в год, говорит он.
«Я думаю, что спад уже будет скомпенсирован в 2018 году. Наше внимание обращается к среднесрочному росту. Мне кажется, что государство ставит амбициозные задачи, Россия не должна потерять свою роль в глобальной экономике, для этого нужно, чтобы рост происходил как минимум на 3 процента в год», — отметил Ди Белла.
Профессор факультета экономических наук ВШЭ Олег Вьюгин в свою очередь заявил о том, что не согласен с политикой ЦБ. В частности, он против активного накопления резервов, поскольку это отвлекает ресурсы от коммерческого сектора. Эти средства можно было бы использовать на инвестиции, говорит эксперт.
Также Банку России не стоило увеличивать вложения в юань в структуре золотовалютных резервов, поскольку это может оказаться слишком рискованным активом, полагает он.
«Я считаю, что это достаточно рискованная инвестиция для государственных резервов, потому что китайская экономика, хотя и очень сильная, но институционально она не гарантирует отсутствия достаточно серьезных кризисов в будущем», — резюмирует Олег Вьюгин.

Все говорят, что мы вместе. Все говорят, но немногие знают, в каком…
Вопрос, почему не растет экономика России интересен, но сначала тезисно – по статье
1. Надежда на то что затормозит мировая экономика, и на этом фоне наши темпы роста уже не будут жалкими – это бред. Если мировая экономика затормозит, причем резко – обеспечить хоть какой-то рост в России будет невозможно.
2. 15 % ЗВР в юане – это бред и любой инвестор вам это скажет. Китай кровно заинтересован в девальвации своей валюты. Никто не сберегает в юане кроме нашего ЦБ. Я бы выходя из доллара, купил скорее бы швейцарский франк и возможно, доллар Гонконга.
3. Неглубокость спада объясняется тем, что мы к нему готовимся – но вот к росту мы не готовимся никогда. Потому и нет его у нас.
Теперь по экономике России. Новый год мы сводим с рекордным профицитом торгового баланса – 200 млрд. долларов, и это при нефти 50 с копейками. В 2013 году мы выходили на дефицит. Но деньги утекают из страны по многим причинам, они в ней не остаются
1. В России сломан инвестиционный механизм. Нет повода инвестировать. Просто некуда. Для его перезапуска нужны и административные рычаги – например, немедленно восстановить амортизационную льготу по налогу на прибыль. Запасы наличности у правительства таковы, что позволяют провести весьма агрессивную налоговую реформу. И вопрос даже не в том, 18 % НДС или больше – а чтобы те, кто развивается, могли не платить налоги совсем. Или почти не платить. Инструменты есть.
2. Рост 2000-2008 года основан на гигантском отложенном внутреннем спросе. Как только он был удовлетворен, все остановилось. Сейчас мы проводим очень противоречивую политику. С одной стороны она чисто экспортная, и даже повышение НДС в нее укладывается – конечный экспортер получает возмещение НДС, то есть он один получает обратно деньги всех по цепочке. Но если мы видим себя как глобального экспортера – мы не можем быть под санкциями и ссориться с США. Получается, надо принимать условия США какими бы они ни были. Но если мы примем, мы тут же потеряем конкурентоспособность – без санкций у рубля нет повода находиться выше 45-50 руб./доллар, а это резко подорвет конкурентоспособность нашего экспорта. Причем именно нашего. Весь наш экспорт – это стандартный, а не уникальный товар, конкурентоспособность которого только в цене. Если наш крестьянин будет получать как американский – мы уступим рынок Украине и Казахстану. Без санкций такой заниженный курс поддерживать невозможно, только если агрессивно скупать доллар, вбрасывая в экономику огромную рублевую массу. И то – только на время, потом перестанет работать и это.
3. С другой стороны – держа такой курс мы сознательно поддерживаем бедность наших граждан. Обратите внимание – в нашей экономике успешны все: правительство, банки (Сбер бьет рекорды по прибыли), экспортеры – все кроме граждан. И соответственно отраслей работающих на внутренний спрос. Это не случайность. Мы пытаемся занять место Китая – но нам не дадут это сделать по политическим соображениям. И наш потребрынок – 10 % от китайского. Это и есть наш путь? Или это ошибка?
4. Мы не сможем разбогатеть, не закрыв демографическую яму. И ее не закрыть – даже если рожать 2 ребенка вместо одного. Богатство создают люди (кстати, не дети, дети богатство потребляют) – а их нет. И инвесторы не будут вкладывать в наш потребрынок если он не будет агрессивно расти – он им будет не интересен. Увы, но мы либо будем принимать мигрантов, либо потеряем территории. Наши антимигрантские законы – большая ошибка. Просто мы зациклились на том что мигранты – это либо Средняя Азия, либо Кавказ. А надо вести активную миграционную политику, принимая людей из Индии прежде всего, Китая, Азии. Христиане Ближнего Востока, юг Европы, Латинская Америка. Мы сейчас в таком состоянии, что должны просто заманивать людей к себе.
5. Надо снимать админбарьеры, открывая новые сектора роста. Например, дерегулировать авиаперевозки в сочетании с отменой виз для граждан ЕС и США. По мне развитие массового въездного и внутреннего авиатуризма – важнее, и принесет денег больше, даже если мы потеряем Аэрофлот, как США потеряли ПанАм. Надо снять барьеры в строительстве. Максимально облегчить перевод сельхозземель в застройку и промышленность. Либерализовать рынок оружия. Все это меры, которые дадут 1, 3, 5 % роста ВВП. Но так ВВП и растет. Нужны конкретные меры, новые сектора роста, а не просто строить мосты и дороги за огромные суммы и надеяться, что вырастет само. Не вырастет! Без новых поводов для бизнеса – не вырастет.
И еще что надо сделать. Перераспределительную функцию налоговой системы придется усиливать рано или поздно. Иначе итогом будет социальный взрыв.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот за такую инфографику нужно отрывать руки (и ноги) авторам и тем, кто ее одобрил. Вы представляете, что будет, если все простуженные и больные гриппом ломанутся проверяться в ближайшие поликлиники, которые могут сыграть роль церквей во времена "Черной Смерти" ? С легкой руки ...
Сколько можно есть и спать, пора выйти погулять :) Прогулялась второго января в ближайшем парке «Терлецкая дубрава». Путь до парка был достаточно экстремальным - на тротуарах лёд, ...
Лавров не позволил сербскому коллеге слишком усердно целовать руку Захаровой. Глава департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова рассказал в своем Facebook об утреннем "позитиве", разместив соответствующую фотографию. "Наша работа не лишена и таких моментов. Особенно, ...
Показ вооружения и военной техники кубинской армии, проведённый в Гаване во время празднования очередной годовщины основания Революционной армии Республики Куба; 1981-й год На показе были продемонстрированы средний танк Т-62; боевая машина пехоты БМП-1, 152-мм самоходная гаубица 2С3 ...
На Складочной улице водители накатали проезд под ж/д путями. Управа его постоянно перекрывала, как незаконный. РЖД утверждала, что официально  там слишком низко, чтобы легализовать проезд. 2 года понадобилось, чтобы доказать обратное.  ...