«Экипаж»

Наш ответ Голливуду. Первый советский фильм-катастрофа. Когда-то, помню, прочитав "Аэропорт" Хейли, решила, что Хейли спер из нашего кино сюжетные ходы. Оказывается, наоборот: это Митта вдохновился сюжетом Хейли (я просто невнимательно читала титры во время первого просмотра). Фильм, в отличие от голливудских, в которых "война" и "мир" чередуются обычно от начала до конца, состоит из двух отдельных частей. Первая часть - "мир" - драма, вторая часть - собственно катастрофа. Катастрофа снята качественно и, возможно, учитывая советские возможности, даже с блеском. Но она меня никогда особенно не интересовала. А личная драма летчика Ненарокова давным-давно потрясла и осталась в памяти на всю жизнь. Стервозная, истеричная жена Ненарокова, такая стервозная и истеричная просто потому что несчастная, потому что не любит мужа, ей просто нужно что-то иное, ну, не нужен ей этот идеальный, любящий, покладистый супруг. В других обстоятельствах она может быть совсем другой, - эта жена мне всегда казалась образом, переросшим жанр. Да, сука она, конечно, по сути, но могла бы никогда и не проявиться в этой ипостаси при других обстоятельствах. Дунской и Фрид (авторы сценария), наверно, могли бы написать отдельный сценарий, посвященный исключительно истории Ненарокова, и, может быть, Митта мог бы снять гениальную мелодраму... Но "Экипаж" не мелодрама.
"Экипаж" в большой степени - документ эпохи, в которой жили мы в отрыве от мира, сами по себе, но постоянно догоняли мир со всеми его тенденциями. У них эротика в кино - у нас тоже будет скромная эротика, у них падают самолеты - ну, пусть тогда у нас тоже что-нибудь аккуратно падает, у них фильмы снимаются по определенным лекалам, мы выше этого, но снимем по их лекалу, мы же тоже хотим как большие, как далекий и ушедший далеко вперед Запад.
А фильм все равно очень люблю, несмотря на вторичность. В те времена погоня за западными тенденциями была вызовом серой советской рутине, окном в свободный мир.
|
</> |