ЁЖ И УЖ
grid_ua — 04.03.2024 Что получится, если западноевропейский эпос экранизируют представители культурной традиции, радикально отличающейся от европейской? Например, индийской? Ну, как, что – будут песни, танцы и слоны: «Прежде, чем убить тебя, я и сорок моих слонов споём прощальную песню!».Во всяком случае, приступая к просмотру индийского фильма «Бахубали: Начало» (2015) и его продолжения «Бахубали: Рождение легенды» (2017), снятых режиссёром Срисайла Шри Раджамули (Koduri Srisaila Sri Rajamouli), я ожидал чего-то именно в этом духе:
... Странник, вытерев лезвие меча о полу своего плаща и бросив взгляд окрест на поле утихшей уже брани, затянул в полголоса песню. Почти сразу её подхватил лёгкий тенор Леголаса, тут же выдёргивавшего использованные стрелы из тел поверженных урукхаев. Наконец, к дуэту присоединился могучий бас Гимли, сына Глоина, который пытался вынуть свою секиру, глубоко вошедшую в череп зарубленного варга. Всадники роххирим, заслышав звуки грустной песни, собрались вокруг наследника Нуменора, эльфа и гнома и, положив друг другу руки на плечи, образовали огромный хоровод, который стал двигаться в такт голосам импровизированного трио. Над долинами Рохана вознеслась скорбная и величавая песнь воинов...
Посмотрел и должен признаться, что ошибся. Нет, не подумайте: песни были и даже больше, чем я ожидал, танцы – тоже, слонов (причём во всех исполнениях – и живых, и в виде статуй) – аж в глазах рябит. Но получилось очень даже достойно.
Во-первых, это даже не фэнтези, как таковое. Это скорее сказка, хотя и без кудесников и колдунов, потусторонних сил и всевозможных артефактов, навроде Кольца Всевластья. Никакой (гео)политики, как у Питера Джексона: в «Бахубали» мы имеем простую историю о борьбе Добра и Зла в её самом, быть может, незатейливом виде – борьбе людей, а не сверхъестественных сил. В общем, даже не сказка, а миф, легенда.
Во-вторых, киношники постарались – картинка получилась на славу: великолепная природа, мощная архитектура, батальные сцены. Хм, вот, к слову, сражения и бои – это, пожалуй, в-третьих.
Прежде всего, нельзя не отметить преемственности отдельных элементов от «Властелина Колец» и «Хоббита»: практически во всех сценах, где герой на ходу заскакивает на коня или где смыкается стена щитов, возникает устойчивое ощущение дежавю. Ну и безусловно нельзя не сказать о реалистичной нереалистичности боёв. Местами, конечно, авторы совсем уж перегибают палку, как, например, когда показывают мега-агрегат, на котором участвует в сражении Бхаллаладева, но в целом всё смотрится очень даже красиво и гармонично. Даже перелёт через крепостные стены с помощью пальм.
По поводу игры актёров ничего сказать не могу, ибо, как любил повторять другой киногерой, «Восток – дело тонкое»: то, что у китайцев или японцев воспринимается, как тонкая актёрская игра, у нас, людей иной культуры, иначе чем кривлянием и не назовёшь. Наверное, в рамках индийской традиции в «Бахубали» актёрская игра – на уровне. Во всяком случае в этом плане фильм смотрится без какого-то внутреннего протеста и ощущения дисгармонии. Правда, во второй части в нескольких местах имеются некоторые перегибы. Но не будем об этом.
В общем, подводя большую жирную черту под всем написанным, могу сказать одно: я не пожалел в общей сложности пяти часов, потраченных на просмотр обеих частей картины, и, хотя лет тридцать до этого не смотрел индийского кино (честно говоря, как-то и не тянуло), теперь с удовольствием посмотрю экранизацию индийского эпоса.