Эхо войны


В годы Второй мировой несколько предприятий на территории Чехословакии занимались производством узлов для немецких бронетранспортёров Sd.Kfz 251. Такими предприятиями были завод Skoda в городе Пльзень, где выпускались шасси, и завод Bohemia в городе Ческа Липа где выпускались бронекорпуса. В послевоенное время рассматривался вопрос о возобновлении производства БТР на территории Чехословакии, результатом которого стало появление проекта БТР ОТ-810 однако в то время до реализации проекта, получившего название ОТ-810, дело так и не дошло.

Вновь к проекту вернулись в 1953-м году, когда развёртываемой чехословацкой армии потребовалось транспортное средство для пехоты, для чего было решено возобновить работы над ОТ-810. В течении 1953-1958-го гг. конструкция бронетранспортёра была доработана: был установлен двигатель Tatra T-928-3, имевший большие размеры, в связи с чем пришлось удлинить моторное отделение, с целью защиты от ОМП и защиты десанта от пуль и осколков; также были изменены углы наклона бронелистов, в бортовых листах были устроены амбразуры для ведения огня десантниками.

В 1959-м году бронетранспортёр был принят на вооружение под обозначением OT vz. 59 (ОТ-59), однако это название не прижилось и БТР по прежнему именовался ОТ-810. Серийное производство БТР было освоено в том же году на заводе PPS Detva в городе Детва. Всего за время производства, продолжавшегося до 1963-го года, было выпущено около 1 500 тысяч бронетранспортёров ОТ-810 (1 140 линейных и 350 командно-штабных ОТ-810R2)

Помимо линейных БТР и КШМ, также на шасси ОТ-810 были также созданы машины артиллерийских наблюдателей ОТ-810DPP, истребитель танков OT-810D, санитарная машина, учебная машина для обучения вождению и машина технического обеспечения. Данные версии переоборудовались из уже выпущенных ранее машин

Практически сразу по завершению серийного производства и перехода промышленности на выпуск БТР ОТ-64 была начата и замена БТР в кадровых частях чехословацкой армии. Замена ОТ-810 в строевых частях и передача их в кадрированные части, разворачиваемые по мобилизации, была практически завершена к концу 60-х гг., однако спецмашины на его базе оставались в развёрнутых частях ЧНА вплоть до конца 80-х. Окончательно же ОТ-810 были сняты с вооружения чехословацкой армии только в начале 90-х гг.

