
Эх, картошка...

Скоро у дачников и огородников начнётся горячая пора, а у кого-то она уже началась. Для многих россиян дача — место выращивания продуктов, а основной продукт — картошка. Про неё сегодня и пойдёт речь.

Как выяснилось в ходе проведённого недавно опроса, сажать картофель в этом году планируют только 39% респондентов — владельцев земельных участков, причём 37% говорят, что делали это и в прошлом году, а 2% так не делали, но теперь решились.
Основной аргумент тех, кто выделит грядки под "пионеров идеал", состоит в том, что "магазинную картошку есть невозможно, поэтому приходится вкладывать силы и деньги в посадку своей".
Не будут сажать картофель 52%. По их мнению, "на даче надо отдыхать и не нужно тратить силы и время на выращивание того, что стоит копейки" (ну копейки не копейки, но и не многие тыщи).
Что интересно, по возрастным группам доля тех, кто будет сажать картофель, почти не отличается:
- до 34 лет — 40%;
- 35-44 — 38%;
- 45+ — 41%.
Доля "отказников" тоже примерно одинакова — соответственно 53%, 51% и 53%.
Отмечу, что число желающих сажать картофель год от года понемногу снижается: в 2022-м таких респондентов было 61%, в 2023-м — 42% и теперь вот 39%. Соответственно растёт доля тех, кто отказывается от "поклонения грядкам": два года назад их было 30%, в прошлом году — 47% и в этом году этот показатель перевалил за половину — 52%.
У меня только одна версия по поводу причин снижения интереса к картофелю: смена поколений. Поколение, для которого дача была ресурсом, средством прокорма, а порой и выживания, потихоньку уступает своё место тем, кто привык покупать овощи, фрукты и зелень в магазине и на рынке (благо всё это можно купить круглый год), а на даче — отдыхать. При оценке себестоимости дачного урожая это поколение землевладельцев учитывает не только фактически понесённые затраты, но и нематериальные составляющие — время, силы, здоровье, эмоции и прочее. И тут расклад оказывается зачастую в пользу магазинов.
Может быть, я неправ и дело в чём-то другом. Приглашаю высказать
своё мнение блогеров-дачников и землевладельцев tasha_jardinier,
natalia_goodler,
leto_vs_zima,
brazilnatal,
kino_sssr,
atlanta_s.
luvida,
lacr1ma и
всех, кому есть что сказать по существу.