«ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО РИС»: ОБОБЩЕНИЕ-2 или ПОТОМУ ЧТО БЕЗ ВОДЫ НИ ТУДЫ И НИ СЮДЫ
m_tsyganov — 30.08.2023Вот вам мой личный остров Бали: в прямом смысле мой личный, поскольку его карта испещрена моими личными пометками:
Жёлтые «звёздочки» – это всякий быт, и, естественно, большинство из таких меток мы находим в районе единственного балийского города Денпасара. А вот розовые изображения «сердечек» – это всякие культурно-исторически-религиозные достопримечательности: и столь же естественно, что основное скопление их мы находим именно там, где возникали первые балийские государства (а их зарождение именно там, в свою очередь, объясняется тем, что именно там же и было эффективнее всего создавать первые на Бали «взрослые» ирригационные системы. То есть, в районе того самого ДВУРЕЧЬЯ:
(с) Robert Pringle, «A Short History Of Bali: Indonesia’s Hindu Realm»
(Начало этой серии обобщений было положено ЗДЕСЬ, а общий индекс по теме риса находится ЗДЕСЬ)
Именно крутой рельеф острова Бали, который вы видите на картах выше и ниже, потребовал создания для заливного рисоводства сложных ирригационных систем, называемых здесь subak – для распределения воды и последующего дренажа рисовых террас, увязанных в гигантские комплексы от предгорий вулканов до побережья.
Всего на Бали, по оценке ЮНЕСКО, сейчас насчитывается около 1.200 таких самоуправляющихся кооперативов численностью от 50 до 400 крестьян, которые пользуются одним общим для них (и только для них!) источником воды и обрабатывают в среднем по 57 га земли. Вот именно: субак имеет как социально-культурное, так и ирригационно-физическое измерения – и давайте начнём с первого (два более ранних поста о субаках см. ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ).
Каждый субак в отдельности и впрямь управляется самостоятельно, вот только для получения той самой воды, ради которой они и существуют, этим многим сотням хочешь-не хочешь, а приходится взаимодействовать друг с другом. И в рамках этого взаимодействия они разделены на две сети:
Примерно 70% балийских субаков запитаны водой из самого большого на Острове озера Батур (на карте восточнее», лежащего в одноименной кальдере одноименного вулкана:
Во главе этой сети стоит расположенный сейчас на ободке кальдеры (ЗДЕСЬ) храм Pura Ulun Danu Batur, посвящённый богине этого озера:
Оставшиеся 30% субаков запитаны на воды балийского «Трёхозёрья» (на карте западнее), лежащего в более древней и потому эродировавшей намного сильнее кальдеры Чатур. В этой сети наиболее важен храм Pura Ulun Danu Beratan (он находится на берегу озера Братан – ЗДЕСЬ) и посвящён «сестринской» богине уже этого озера)…:
…хотя собственные храмы Ulun Danu есть и у других двух западных озёр (на фото ниже – Pura Ulun Danu Tamblingan (ЗДЕСЬ) самого западного озера Тамблинган):
Несколько субаков-соседей содержат свой собственный храм Pura Ulun S(u)wi, …
…а несколько общин таких храмов – «водяной» храм более высокого ранга, Pura Masceti, которые являются каждый на своём уровне местами координации и разрешения споров между общинами. На буквальной вершине иерархии всегда находится храм Улун-Дану, который субаки поддерживают путём ежегодных подношений suwinih, включающих рис и другие товары. В свою очередь, этот храм окончательно разрешает споры, связанные с водой, а также одобряет и даёт экспертную оценку проектам строительства ирригационных систем.
Кстати, об экспертах: давайте теперь обратимся к докторской диссертации J.W. Schoenfelder’а, защищённой в 2003 году: «…Бали: многие из более чем 250 известных царских надписей, выпущенных в период с IX по XIV вв., фиксируют освобождение от налогов и другие особые права, предоставленные царями конкретным деревням... В самой ранней из датированных надписей (Sukawana A I, 882 г. н.э.) упоминаются заливные рисовые поля (huma на старобалийском языке), а в третьей датированной надписи (Bebetin A I, 896 г.) – туннелепроходчики. Туннельщики встречаются в списке профессиональных ремесленников, работавших за плату, что позволяет Ардике и Кристи предположить, что в столь ранний период уже существовал достаточный спрос на строительство ирригационных систем, чтобы содержать их как независимых специалистов, поскольку “нет никаких свидетельств того, что эти профессионалы были связаны с двором” или администрациями деревень. Специалисты по туннелям вновь упоминаются в надписи из Батуана (1022 г. н.э.), где также содержится первое из многих упоминаний слова sawah – термина, используемого для обозначения заливных рисовых полей на старояванском языке…
Проанализировав около 65 надписей IX-XI вв., Ардика обнаружил значительный объем информации, относящейся к сельскому хозяйству, и пришёл к выводу, что к середине XI в. очень активно происходило расширение и интенсификация заливного рисоводства. О первом свидетельствуют упоминания о строительстве новых sawah (например, в надписях ‘Клунгкунг А’ 994 г. н.э., Батуан 1022 г. н.э. и Даван 1053 г. н.э.). Интенсификация проявляется в упоминаниях о строительстве туннелей, вспашке земли, этапах обработки риса, диверсифицированном наборе металлических инструментов и предписаниях, касающихся крыс, засух и прорыва плотин. По его мнению, оба эти процесса, вероятно, были вызваны ростом населения и увеличением налоговых требований со стороны правителей, стремившихся к богатству и финансированию церемоний и строительства священных мест, таких как чанди…
О том, что вода рассматривалась как ценный ресурс, запасы которого ограничены, можно судить по учёту долей воды в надписи Батуан и упоминаниям о пропорциональных вододелителях (tembuku в Даване 1053 г. н.э., Пандак-Бадунге 1071 г. н.э. и ‘Клунгкунге D’ ок. 1178-1181 гг. н.э.). Действие динамики самоорганизации также зависело от высоты уровня заражённости вредителями, чтобы синхронизация сроков посевов была выгодна и лежавшим выше по течению субакам, которые в противном случае предпочли бы разбросанный график, чтобы максимизировать доступность воды».
©John Walter Schoenfelder, “Negotiating Poise in a Multi-Hierarchical World: An Archaeological Exploration of Irrigated Rice Agriculture, Ideology, and Political Balances in the Coevolution of Intersecting Complex Networks in Bali”
И ещё одно от того же автора просто для того, чтобы вы могли представить себе, сколько же камня порой приходилось вырубать более, чем тысячу лет назад: «Основываясь на более поздних исследованиях традиционного строительства тоннелей, я считаю вероятной норму в 0,95 м³ в день на одного рабочего с оговоркой, что, как отмечает Liefrinck, она могла сильно варьироваться в зависимости от характера породы... Сам факт произведённой выемки [камня] не позволяет узнать первоначальную форму склона; в отсутствие какой-либо лучшей основы для экстраполяции я буду считать, что реальный объём извлечённой породы действительно составил 4.428 м³, причём необходимость выемки и за пределами “коробки внутреннего двора” компенсировалась наличием впадин внутри. При показателе в 0,95 м³ в день на одного рабочего, извлечение потребовало бы 4.661 рабочий день, что эквивалентно 12,8 рабочего года или 7,7 месяца для бригады из двадцати человек... Мой предыдущий расчёт в 4.661 рабочий день для грубой расчистки двора чанди в зоне I…
…не включал вырезание рельефов…,
…формирование камер в СЗ и ЮВ стенах и установку систем движения воды. Щедрое умножение на 4 для учёта [вероятного срока выполнения] этих кропотливых работ даёт значение в 51 рабочий год для завершения строительства “двора” до того состояния, в котором он был найден. Для включения в него зон II и IV и “монастырской” части зоны I мы можем снова умножить на 4 и получить 204 рабочих года.
Если мы хотим включить Букит-Гундул (участки III и V), …
…то можем добавить ещё 51 рабочий год, в результате чего общее количество рабочих лет для всей группы скальных памятников Тампаксиринга достигнет 255.
Любая ли цивилизация бьёт по экологии?
Казалось бы, вот такие огромные просторы заливных рисовых полей давно должны были бы убить на Бали всю нормальную экологию:
Ан нет! Всё обстоит с точностью до наоборот: это дождевая вода смывает со склонов огромного вулканического комплекса, который и есть Бали, всё необходимое для жизни растений – и бессмысленно тащит его в океан... А вот старательно собираемая и тщательно распределяемая ключевая…
…в сочетании с террасами и с постоянным обновлением питательных веществ за счёт выбросов вулканов позволяет уже на протяжении минимум полутора тысячелетий существовать колоссальным по размеру ирригационным системам, к которым мы и присмотримся повнимательнее в продолжении, которое поСЛЕДУЕТ…