Его нет
sherlock_series — 13.03.2013 I- ...Шерлок Холмс. ...Его нет, - произносит Джон в самом начале «Райхенбахского водопада».
«Его нет» - это то, что сразу вручают зрителю. Как пригласительный билет.
Здесь не только информация о том, что Шерлока нет на этом свете. (Если бы речь шла о том, что «его нет», скажем, в стране, Джону бы не понадобился психоаналитик.) Не только информация о смерти. Но и холод – от ледяного бесконечного дождя. И померкшие, пасмурные краски. То есть – состояние.
Информация и состояние - это такой билет, который не выкинешь.
Всё, происходящие в фильме в дальнейшем, видится словно бы сквозь серую пелену. Мы знаем, что герой умрет. Мы точно знаем. Надежда теплится, но как забыть лицо Джона?
В начале самой первой серии он не умел ходить, его мучала то ли прошедшая война, то ли то, что она – прошла. В начале последней серии он разучился говорить.
Строго говоря, последняя серия – не детектив.
Там есть вставная детективная новелла – расследование, которое проводится на наших глазах. Шерлок буквально идет по следу, по светящимся следам.
Но в общем и целом, это серия – триллер.
Триллер – по определению – не просто напряженное действие. Это действие, показанное либо с точки зрения жертвы, либо с точки зрения преступника. В нашем случае – это точка зрения жертвы. Точка зрения Шерлока.
Конечно, фильм не снят субъективной камерой, и нам дают возможность увидеть сцену и глазами Джона, и глазами Молли, и глазами стороннего наблюдателя. Но в основном мы видим события глазами героя. О котором мы знаем, что «его нет».
Мы знаем, что он обречен. Мы ничем не можем ему помочь, мы можем только наблюдать за тем, как он приближается к краю. И – переступает за край.
Он тоже знает, что обречен. Одиночество обреченного – вот что его настигает.
Он готовится к смерти. Он ее ждет. Не как жертвенный агнец. Но он понимает, что другого выхода у него просто нет. Он один на один с этим своим знанием. Это ноша, которой ни с кем не поделишься.
Это почти как узнать, что ты смертельно болен. Ты уже не совсем на этом свете. Ты как будто уже отделен от реальности.
Молли: "Когда ты думаешь, что тебя никто не видит, у тебя лицо становится грустным".
Прежде Шерлок не находил нужным так скрывать от других своё лицо.
Конечно, Шерлок одинок всегда. Его дар понимать больше, чем в состоянии понять любой другой человек, делает его особенным, отдельным. Но это одиночество другого рода, оно земного происхождения. Он радуется новой головоломке, получает удовольствие от музыкальной пьесы, от восхищения Джона. На краю Шерлоку не до загадок, не до музыки, не до восхищения. Его душа – над бездной.
II
Универсальный ключ. Ключ к любому замку.
Это не двоичный код, - Шерлок заблуждался.
Это вообще не код. И напрасно Майкрофт подбрасывал Мориарти факты из жизни брата – в надежде вызнать несуществующее, в погоне за призраком.
Напрасно погибали люди.
- Нет никакого кода! – кричит Мориарти на крыше. – Идиот.
Кода нет.
Но есть ключ.
И он откроет любую дверь.
Болевая точка – вот что это за ключ.
Она есть даже у бронированного стекла:
Она есть у заседателя в суде (его дети). Она есть у всякого живого человека. Она есть у Шерлока (Джон, Лейстред, миссис Хадсон). Пока человек жив.
Она есть даже у Мориарти.
Болевая точка Мориарти – Шерлок.
Разумеется, не в том смысле, что Шерлок дорог ему. Но Мориарти помешан на Шерлоке. Шерлок – что-то вроде его мании. Мориарти не может дышать, пока дышит Шерлок. Он и стреляется лишь затем, чтобы закрыть Шерлоку последнюю лазейку, чтобы уже только один путь – с крыши.
Но вспомним великих:
«Смотрите же, с какою грязью вы меня смешали. Вы собираетесь играть на мне. Вы приписываете себе знание моих клапанов. Вы уверены, что выжмете из меня голос моей тайны. Вы воображаете, будто все мои ноты снизу доверху вам открыты. А эта маленькая вещица нарочно приспособлена для игры, у нее чудный тон, и тем не менее вы не можете заставить ее говорить. Что ж вы думаете, со мной это легче, чем с флейтой? Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя».
|
</> |