ЕГЭ и демократия

топ 100 блогов aridmoors27.06.2011 В обществе, которое не уважает учителей, не может быть хорошего образования. Чему могут научить детей люди, которых не уважает общество, которые находятся в самом низу социальной пирамиды? Тестирование, и в особенности централизованное тестирование, - это инструмент социального унижения учителя, по сути являющийся глубоко антидемократическим и антинародным. Не существует никаких других причин применения тестирования в школьной практике, кроме жажды обогащения. Вся история применения централизованного тестирования во всех странах мира на протяжении последних ста лет показала, что единственная причина, по которой тесты все еще применяются - это существование огромного бизнес-сектора, наживающегося на их применении. Единственная причина применения тестов в школах - это жадность и властолюбие элиты.



Про ЕГЭ уже столько написано и сказано, что, кажется, не имеет больше смысла поднимать вопросы о низком качестве, о подкупах, о подтасовках, о вреде, наносимом образованию, зомбировании учеников и ухудшении качества знаний. Наверное, теперь осталась единственная задача: подвести итог дебатам, дискуссиям и критике и вскрыть сущность тестирования в целом, его историческую и политическую роль, чтобы даже самому недалекому читателю стало ясно, где его обманывают.

Централизованное тестирование - это антидемократический инструмент. Начать с того, что активной народной поддержки тестирования не существует ни в одной стране мире. Когда тестирование только начали применять в России, одним из довольно сильно действоваших аргументов был "тестирование существует в самых богатых и успешных странах, таких, как Америка". Я помню, что многие из профессоров и общественных деятелей, возражая на подобные высказывания, говорили, что вводимое в России ЕГЭ не похоже на централизованные тестирования этих стран, и что поэтому вводить ЕГЭ недопустимо. Однако я спрошу так: разве допустимо вводить что бы то ни было, будь то даже не ЕГЭ, а просто скопированное с западных систем тестирование, в условиях, когда вся страна против этого?

Мне кажется, нужно задать также и следующие вопросы: разве в этих "успешных" странах тестирование поддерживается большинством? Каковы отзывы учителей в этих странах о тестировании? Разве в этих странах не ведется давняя, безрезультатная, но от этого не менее отчаянная и правдивая критика тестирования? Что есть введение тестирования в этих странах, как не антидемократическая политика этих государств, ведущаяся вопреки народной воле простых граждан? Почему Россия должна копировать чужую антидемократическую политику, с какими целями?

Во всех странах рядовые граждане понимают важность и ценность образования. Ни в одной стране люди не хотят, чтобы образование их детей было поверхностным, чтобы учителя работали с их детьми через силу или с отвращением, чтобы школа, в которую ходят их дети, стала для этих детей тюрьмой, средством оболванивания и сортировочной машиной. Ни в одной стране люди не поддерживают тестирование, потому что тестирование приводит к вышеперечисленным результатам. И тем не менее, тестирование существует - и не только существует, но и расширяет сферу своего влияния. Это происходит потому, что организаторы тестирования получают за свою деятельность деньги и власть.

Что касается денег, то вдумчивому российскому человеку давно известны механизмы обогащения на тестах. Подкуп, развитие репетиторского бизнеса, государственное финансирование разработчиков тестов и "научного" аппарата для тестирования (с обязательным отмывом денег), публикация и продажа всякого рода печатной продукции "как сдать ЕГЭ" (в развитых странах публикация пособий - прерогатива создателей и исполнителей теста, например, под TOEFL существуют специальные пособия, выпущенные непосредственно людьми, которые имеют связи и договоры с теми, кто собственно разрабатывает каждый TOEFL), различные официальные и неофициальные интернет-курсы и т.д. Состричь с тестирования можно много - а вот с обычного классного учителя, преподающего по своей программе и проводящего простые обычные экзамены, согласитесь, ничего состричь нельзя: кто его знает, что он спросит на устном экзамене? Не издавать же брошюры "проходим экзамен у Мариванны"... да ведь и разработчики каждого варианта теста учителю не нужны, нанимать их не надо, и бюджетные деньги специально для каждой версии экзамена выделять не требуется. Народ, понимаешь ли, обходится своими силами - это не дело! Нужно коммерициализировать, чтобы на каждый чих, каждый экзамен платная услуга была.

Аргументы за введение тестов поэтому во всех странах были одни и те же, тактика - одна и та же: внушить людям, что враги находятся среди них, так, чтобы они друг другу не доверяли, разъединить их, и затем, по известному изречению, властвовать. Убедить людей в том, что учителя - это противоположный с ними лагерь, что "коррупция", "предубежденность" и "необъективность" присущи учительской деятельности, и потому опасно на нее полагаться. "Люди!" - уговаривает медовым голосом защитник тестирования. - "Учителям не доверяйте! Доверяйте мне. У меня машина, у меня компьютер, я протестирую всех объективно - моя машина не может ошибаться. Я спасу ваших детей от опасности бать неправильно оцененными этими ужасными необъективными учителями."
Неслучайно главными аргументами за тестирование до сих пор остаются объективность и антикоррупционность. Проще всего играть именно на чувствах разъединения и опасности; так действуют национализм и фашизм.
Традиционные методы проверки знаний объявляются "требующими длительной дорогостоящей процедуры проверки, значительного времени выполнения, снижающими надежность педагогических измерений". "Нам нужна объективность, нам нужна надежность!" - вещают с экранов телевизоров, и, под действием магического экрана, человек и сам забывает, что совсем недавно для него имели значение не "надежность и объективность", а качество знаний для своих детей, их всестороннее развитие и, более всего, счастливое детство, полное открытий, вдумчивого чтения и познания мира - все те вещи, которые невозможны без человеческого взаимодействия ребенка и преподавателя, без любви учителя к своей работе, без того самого человеческого отношения, которое кое-кто теперь объявляет "опасным".

Меж тем главной целью тех, кто занимается разработкой тестов, является именно полное уничтожение человеческого фактора. Они пытаются свести процесс контроля знаний к полностью автоматизированной процедуре, не требующей участия учителя. На сегодняшний день зарубежными тестологами разработаны даже специальные программы для автоматизированной проверки эссе (т.е. письменных развернутых работ учащихся). Как оцениваются работы? Критерии оценивания в программах разнообразны: от рассмотрения поверхностных характеристик эссе, вроде длины и степени полноты ответа, до сложных случаев анализа с использованием достижений компьютерной лингвистики (вроде анализа "сложности" употребляемых слов и количества разных единиц лексикона). Может ли машина оценить смысл работы, заложенный туда ребенком? Может ли она понять, что происходит у него в душе? Может ли сказать, как проходит процесс развития, помочь установить контакт между ним и учителем? Эти вопросы разработчиками программ не ставятся.

Вопросы, которые ставятся разработчиками программ тестирования - это вопросы власти над школьными учреждениями. Это вопрос демократии, если хотите. Вопрос о том, кто является хозяином в аудитории - учитель или организация, занимающаяся тестами. Учитель есть представитель народа, это плоть от плоти народа, ибо в учителя - в отличие от министров и президентов - может с легкостью попасть любой, кто задастся такой целью. Учителя - часть народа, чего нельзя сказать о тех, кто организует ЕГЭ. Разработкой тестирования как в России, так и в Америке (а также и в других странах) занимаются специальные организации, подчиненные определенному начальству и действующие по определенной схеме. Организации, получающие непосредственную денежную выгоду от своей деятельности. Организации, заинтересованные в том, чтобы захватить как можно больше школьного пространства, чтобы максимально распространить свою власть и возможности получения выгоды.

При условии существования в стране централизованного тестирования эти организации (как и писалось в известном "Постановлении о педологических извращениях") захватывают власть в школах и теснят учителей с их позиций, тем самым создавая антидемократическую ситуацию, ставя учителей в зависимое и унизительное положение.

Если рассмотреть подробнее, то это происходит следующим образом. Например, в России организаторы и участники эксперимента по введению тестирования выделили следующие проблемы: создание единой системы мониторинга качества образования по схеме "учебное учреждение — регион — федеральный центр"; организация подсистем бланочного и компьютерного тестирования и их интеграция для оптимизации функционирования федеральной системы; подготовка учащихся, учителей, экзаменаторов, административного и технического персонала к участию в централизованном тестировании; создание тестов разного уровня сложности, применяемых в зависимости от рейтинга высшего учебного заведения и показателей конкурсного отбора и др. Результаты создания институциональных форм реализации централизованного тестирования — разработка и создание программно-инструментальных систем автоматизированного тестирования, работающих в локальной сети и в режиме реального времени при удаленном доступе; региональных консультационных центров по проблемам педагогического тестирования; научно обоснованных характеристик перевода результатов централизованного тестирования в шкалу оценок вступительных экзаменов в зависимости от показателей конкурсного отбора абитуриентов; единых трехуровневых итоговых тестов, ориентированных на вариативную систему образования и обеспечивающих в результате самоопределения учащихся их дифференциацию по уровню подготовленности; различных программно-методических комплексов для автоматизации проектирования тестов, экспертизы.

Другими словами, учитель лишается возможности выбирать, по какой схеме строить свое взаимодействие с классом. Учитель вынужден подстраиваться под те схемы, которые задает централизованное тестирование. Учитель должен внушить ученикам, что "тест - это хорошо и важно", и заниматься на уроках подготовкой к тестированию. Тот, кто проявил хоть немного интереса к данному вопросу, знает, что тестирование (чаще всего независимо от качества составленных вопросов) обладает существенными, страшными с точки зрения развития ребенка недостатками - это и система выбора готовых ответов, побуждающая ученика угадывать и мыслить не системно, а короткими фразами, и ситуация ответов на скорость, когда учеников нарочно побуждают не к вдумчивому рассмотрению проблемы, не к анализу, а к поиску готовых вызубренных фактов в памяти, и невозможность проверить ход мысли или истинное понимание материала, невозможность диалога с педагогом, и многое другое. Обязательное централизованное тестирование отнимает у педагогов возможность подстраиваться под нужды учеников и работать с ними творчески, и заставляет тех преподавателей, кто, в отсутствие тестирования, возможно, проявил бы интерес и старательность в своей работе, проникнуться безразличием и выполнять свою работу в лучшем случае механически (а в худшем - вообще не выполнять, т.е. тянуть время урока, пытаясь "урезонить" наиболее буйных детей).

Вузовские преподаватели, лишенные права беседовать устно с поступающими к ним учениками, также оказываются в патовой ситуации. Они не в состоянии оценить рвение и реальный уровень подготовленности абитуриента, они вынуждены "брать" тех учеников, которых им навязывает вышеупомянутая организация. Хозяевами ситуации в студенческих и школьных аудиториях оказываются разработчики тестов. Народные учителя вытеснены из классов.

Нельзя также спускать со счетов такую важную деталь, как наличие осмысленной задачи в работе ребенка и учителя. В нормальном, здоровом обществе дети интересуются миром взрослых и хотят поскорее повзрослеть, чтобы стать участниками тех интересных и прекрасных деяний, которые совершают современные им взрослые. В Советском Союзе дети мечтали стать космонавтами, пожарными, исследователями, учеными. Школа могла предоставить им задачу: учиться, приобретать реальные знания, для того чтобы стать тем, кем хочется. Какую задачу может дать школа, единственной целью которой является сдать тест? Что должен говорить учитель на уроке, предъявляя детям очередное задание, не связанное по смыслу ни с какой реальностью, и полезное только для того, чтобы обвести кружком "правильную" букву или цифру? Отсутствие осмысленных задач морально разлагает и класс, и учителя. Глупо также в такой ситуации ставить вопрос об "эффективности образования": какой эффективности? Эффективности в том, чтобы профессионально играть в угадайку? Чего стоит "объективность" и "антикоррупционность" врача, который не лечит, а констатирует развитие заболевания?..

Хочется особо отметить, что современная критика тестов практически не отличается от существовавшей около 100 лет назад критики тестов у Выготского и других, как зарубежных, так и отечественных ученых, и это означает, что те, кто занимается тестами, так и не подступили к решению настоящих проблем с их методикой - как бы рьяно они ни утверждали, что "почти все проблемы решены". Так, в 1931 г. Л.С. Выготский в работе "Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства" дал развернутый анализ и критику практики тестирования: он называет результаты тестирования "наукообразной эмпирикой", противопоставляя этому истинно научный способ мышления и познания — способ, вскрывающий внутренние закономерности развития, дающий понимание происходящих процессов. Критику тестирования Выготский проводил в первую очередь с точки зрения педологии и изучения аномальных детей, однако критика эта справедлива также и в отношении педагогических тестов. Мысль педолога-исследователя (ученого, занимающегося исследованием интеллекта и психологии детей), по Выготскому, направлена мимо цели. Она не отвечает на центральный вопрос, который заключается в самой ситуации ("что происходит с ребенком?"), и бессильна прибавить что-нибудь к тому, что было известно до научного диагноза, принести хотя бы крупицу практической пользы тому, кому необходимо помочь. Тесты на интеллект не отвечают на вопросы, как быть с детьми, как организовывать обучение и воспитание, как тот или иной ребенок учится, как протекает усвоение материала и взаимодействие с учителем и другими детьми. В педагогике тесты дают учителям меньше информации о ребенке, нежели традиционные устные опросы или письменные работы. В случае использования тестов хорошим (заботящимся об усвоении материала детьми) педагогам все равно приходится опираться на ежедневный опыт работы с детьми для вынесения суждений о том, как тот или иной ребенок усваивает материал, какие у него индивидуальные проблемы и т.д., так как тесты как правило вообще не дают педагогу этой информации. Выготский пишет, что определения педологии не углубляются дальше внешнего проявления вещей и, следовательно, бессильны чем-нибудь обогатить, что-либо добавить к знаниям всякого наивного наблюдателя, следящего за этим внешним проявлением. То же самое можно сказать и о педагогических тестах.
Практика тестирования, как справедливо заметил Л.С. Выготский, мало годится для всестороннего изучения развития ребенка, а более всего годится для статического изучения и сортировки.
Ощутимым является вред, наносимый практикой тестирования системе образования: образовательные учреждения, особенно высшие, комплектуются в соответствии с методами и принципами, диктуемыми тестированием, которое определяет состав учащихся школы. Создаются секторы "бедных" школ, в которых скапливаются неуспевающие (по тестам) ученики, и секторы "богатых" школ, в которые определяются ученики, набравшие высокие баллы по тестам (зачастую за счет того, что их родители оказались достаточно богатыми, чтобы нанять репетитора или же напрямую подкупить персонал, задействованный в проведении тестирования; влияют и другие факторы - так, в менее финансово благополучных семьях ребенок, как правило, имеет меньше свободного времени на приготовление уроков и т.д.). Управленческая власть над процессом отбора учеников уходит из рук учителя/вузовского преподавателя (т.е. из рук непосредственного участника образовательного процесса) и переходит в руки посторонних лиц: организаций, занимающихся созданием и продажей тестов, репетиторам, школам, занятым подготовкой к тестированиям и т.д. Такие установки демобилизовывают учителей, которые начинают стремиться избавиться от "трудных" детей, нуждающихся в более глубоком, вдумчивом педагогическом воздействии; или же понуждают их вовсе отказаться от глубокой и содержательной работы с учениками.

Система тестирования должна быть уничтожена не только потому, что тесты так же подвержены коррупции, необъективному оцениванию, как и "традиционные" методы контроля. Тесты должны быть изъяты из обращения в демократической стране потому, что они антидемократичны по сути: они работают против населения страны, без согласия населения страны и помимо воли народных представителей системы образования - учителей.

Тесты не только вредят развитию детей, так как сами по себе имеют множество несовместимых с традициями критического мышления и словесного обоснования своей точки зрения недостатков (система выбора готовых ответов, ситуация ответов на скорость, невозможность проверить ход мысли, невозможность диалога), они отнимают и так незначительные возможности управления системой со стороны народа.
Тесты - это в первую очередь отчуждение: учителя от ученика, знания от человека, человека от власти над собственной жизнью и от участия в управлении делами своего народа. В школе не должно быть тестов, определяющих дальнейшую судьбу ребенка, это дикость. В школе вообще не должно быть тестов. Потому что нет ни одной причины, по которой им следовало бы там быть.

UPD
To quillcraft, vasylyk и kesar_civ: по всей видимости, vasylyk был прав, когда сказал, что "еще покачаем скептически головами год, десять, пятнадцать лет. И наше скептическое качание (в результате жесткой промывки, а самое главное — привычки) превратится в радостное восторженное кивание. Проверено на других. Оно процесс, знаете ли, приучения народа к корпоративным культурам, лжеценностям и мечтам о б айфоне происходят не быстро, но очень даже верно и неуклонно". Думаю, что буквально лет 15-20 назад публично признаваться в том, что не осилил длинный текст, в том смысле, что "ну вы же понимаете, тексты должны быть короткими", было в большинстве случаев немыслимо. Думаю даже, что скоро начнут появляться люди, возмущающиеся отсутствие картинок, а как только придет 3Д телевидение - возмущающиеся плоским телевидением (в Японии сейчас внедряется).
Помимо всего прочего, отмечаю в интернете рост количества разных пбуликаций в поддержу ЕГЭ и тестов. Не знаю, кто их пишет, но по стилю непохоже, что засланные. Больше похоже на молодежь, которая в самом деле думает, что тесты это круто и "новые технологии". Так что, думаю, лет 5 - и противники егэ останутся в абсолютном меньшинстве. Сие есть, как сказал Чомский, современная демократия - впихнуть в головы людей, что черное это белое.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
24.06.2011 сэцудэн
Архив записей в блогах:
Находясь на пороге грандиозного праздника в истории России, я испытываю радость, что могу праздновать 70-летия Великой победы. Я рад, что остались в живых ветераны, которые штыком и гранатой смогли вырвать победу из рук кровавого фашистского режима. Эти старики 17 летними мальчишками и дев ...
Есть у нас в сообществе такой персонаж с ником Tikhiy. Представляется, что он ИЛЭ. Чем характерен: - Постит в сообщество приколы и странных фриков с предложением их протипировать. Это основная масса постов. Недавно вот разнообразил меню - создал пост ...
Оригинал взят у jkzb в Про фото на фоне убийцы Рассказывают, что известная сутяжница гр. Паулова, которая последовательно терроризирует профессиональных журналистов Самарской области, активно содействовала заинтересованным лицам в "деле самарских блогеров". Именно это пикантное ...
Эта история началась ещё днём 4 июня 1942 г., когда командование Объединённого флота начало подозревать, что у Первого мобильного соединения в районе Мидуэя что-то пошло не так. Как минимум три из четырёх авианосцев получили повреж­дения неизвестной пока тяжести, а оборона атолла так и ...
Оригинал взят у skandinavia в Директор русской школы в Швеции о шведской модели образования VII Всешведская конференция российских соотечественников, в которой довелось принять участие в конце сентября, принесла много очень интересных знакомств. Встреча с создателем и директор ...