Эдуар Мане


Мане Эдуар (Manet Eduar) (1832-1883), французский живописец. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т.Кутюра (1850-1856). Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. В работах конца 1850-х - начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (“Лола из Валенсии”, 1862, Музей д'Орсэ, Париж). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (“Завтрак на траве”, “Олимпия” - оба 1863, Музей д'Орсэ). В 1860-е годы Эдуар Мане обращался к темам современной истории (“Казнь императора Максимилиана”, 1867, Кунстхалле, Мангейм), но проникновенное внимание Мане к современности проявлялось прежде всего в сценах, словно бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворенности и внутренней значимости (“Завтрак в мастерской”, Новая галерея, Мюнхен; “Балкон”, Музей д'Орсэ, Париж - оба 1868), а также в близких к ним по художественной установке портретах (портрет Эмиля Золя, 1868, Музей д'Орсэ, портрет Берты Моризо, 1872). Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (“В лодке”, 1874, Метрополитен-музей; “В кабачке папаши Латюиль”, 1879).

"Олимпия" 1863 Музей д'Орсэ, Париж

"Любитель абсента" 1859

"Старый музыкант" 1862

"Музыка в саду Тюльири" 1862

"Завтрак на траве" 1863 Музей д'Орсэ, Париж

"Завтрак в мастерской" 1868 Новая Пинакотека, Мюнхен

"Балкон" 1868-1869

"Большой канал. Венеция" 1875

"Нана" 1877 Кунстхалле, Гамбург

"Бар в Фоли-Бержер" 1882 Галерея Кортолда, Лондон

"В кабачке папаши Латюиля" 1879, Музей изящных искусств, Турне
Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (“Аржантёй”,
Музей изящных искусств, Турне). В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире - в одной из последних картин Мане “Бар в Фоли-Бержер”, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С.Малларме, 1876, Музей д'Орсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (“Букет сирени”, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства.

"Портрет Берты Моризо" 1872

"Железная дорога" 1873

"Весна" (Жанна) 1881

"Эмиль Золя" 1868

"Портрет Евы Гонсалес" 1870

"Вид на Всемирную выставку 1867 года" 1867

"За чтением" 1868

"Дама в меховой накидке" 1880



"Натюрморт с треской"

"Прогулка на лодке"

"Кале"


"Рисование этюда на шлюпке"


"Сleopatra"

"Бой быков"


"Мадмуазель Меран в костюме матадора" 1862

"Скачки в Лонгфорде"


"Gartenweg in Rueil"


"Натюрморт с виноградом"


"Малышка Гонсалес"

"Самоубийство"


"Зимний сад" 1879



"Удивлённая Нимфа"









"Уличная певица" 1862




"Дама с попугаем" 1866

"Букет цветов"


"Персики" 1882

"Портрет мадам Мишель-Леви"

"Фрукты"

"Трагик"

"Морской пейзаж"

"Женщина с котом"

"Натюрморт. Розы и сирень в хрустальной вазе"

"Blond Woman with Bare Breasts"

"Перед зеркалом"

"Натюрморт. Ваза с пионами"

"Мальчик с вишнями"




"Цветы" 1880



"Устрицы" 1862

"Концерт в кафе" 1879

"Ласточки"



"Eva Gonzales"




..... 1873

"Большой канал в Венеции"

"Rue Mosnier Decorated With Flags"

"Мертвый тореадор"

"Розы в хрустальной вазе" 1883

"Скачки в Булонском лесу"


"Розы"

"На концерте в кафе"


"Натюрморт с фиалками"

"Бал-маскарад в Опере"

"Аржантей"

"Дорожные рабочие на улице Берн"

"Женщина с веером "

"Кабачок"







"Смоление шлюпки"


"Партия в крокет"

"Испанский балет"

"Портрет родителей"

"Флейтист"

"La Parisienne Study of Ellen Andree"

"Боб. Голова собаки"

"Portrait of Antonin Proust"

"Прогулка"

"Мадам Мане в зимнем саду" 1879

"Иисус с ангелами"

Эдуар Мане
|
</> |