Эдипов комплекс как ключевой элемент мужской психологии
psyomsk — 18.06.2024На днях мне попался на глаза фильм с эксцентричным названием "Титька и луна" (1994), который я видел несколько лет назад. Я решил его снова посмотреть и что интересно, при повторном просмотре фильм мне показался достаточно интересным, отражающим скрытые пласты человеческой психики.
Сюжет фильма может показаться эпатажным и скандальным, я даже находил отзывы на фильм, где писали, что у режиссёра "больные фантазии". Но если посмотреть на фильм с позиции психоанализа и конкретно Эдипова комплекса, то многое в фильме сразу станет понятным.
Повествование фильма идёт от лица девятилетнего мальчика Тете, у которого в семье родился младший брат. Появление в семье нового ребёнка разрушает сформировавшийся Эдиповый "любовный треугольник". Поэтому Тете приревновал мать к своему только что родившемуся брату из-за того, что мать кормила его грудью и уделяла ему больше внимания. Тете воспринимает новорождённого как соперника, называя его "страшным чудовищем", который разрушил ему всю идиллию. Данные обстоятельства повышают склонность к регрессии в младенчество у мальчиков, обостряя их Эдипов конфликт.
Поэтому Тете отправился искать себе другую кормящую грудь, которая являлась символическим замещением материнской фигуры (отсюда и сквозной образ Луны в фильме, олицетворяющий мать), чтобы в переносной форме компенсировать то, что отнял у него новорождённый. Он хотел, чтобы новая грудь, полная молока и идеальная по своим характеристикам, принадлежала только ему одному — это отражение желания утраченного симбиотического слияния с матерью.
В фильме хорошо показана проблема конкуренции, которая остро стоит в Эдиповой фазе развития у мальчика: ему приходится соперничать не только с отцом, но и с братьями и сёстрами за монопольное обладание матерью.
Выйдя из семейного "любовного треугольника" он попадает в реальный любовный треугольник. Он влюбляется в приезжую танцовщицу, которая живёт в трейлере с возрастным мужем-импотентом. В танцовщицу также влюбляется подросток Мигель, который пытается её завлечь своим пением. Это отражение семейного Эдипова конфликта с изменением ролей и расстановки сил: муж-импотент (образ отцовской фигуры) не представляет угрозы для Тете, т.к. он уже "кастрирован". Поэтому главный соперник для него — это Мигель.
Интересны начало и конец фильма, где показаны символические сцены, которые можно интерпретировать как крушение и триумф Эдипова комплекса соответственно. Падая с вершины, он чувствует своё бессилие и ревность, которые гложут его. Взбираясь на вершину, Тете получает грудь танцовщицы и матери как главный приз — он ликует, ощущая себя победителем. Подтекст фильма заключается в том, что во взрослом возрасте мужчины ищут в женщинах прообраз своей матери, пытаясь при этом устранить всех конкурентов. Также в фильме хорошо показана детская психология через элементы магического реализма, когда реальность сплетается с фантазией, благодаря которой ребёнку кажется, что он может управлять внешним миром.
Эту киноленту я включаю в свой золотой фонд честных и откровенных фильмов о мужской психологии.
____________________
Не забудьте подписаться на мой Телеграм-канал. Там много интересного и неоднозначного контента.
|
</> |