Ё-серия: вундервафель не обнаружено (ну, почти)
thunder_games — 02.05.2016 Е-серия - предмет почитания и объект томного дрочения каждого настоящего "немцефила", если, конечно, такое человекоговно можно назвать настоящим. Во влажных снах танки Е-серии - это вершина инженерного искусства, машины, превосходящие любые гробы союзников и не имеющие аналогов в мире. Масла подлила в огонь всем известная белорусская фирма, которая реализовала Е-50 и Е-75 как очень бронированные и мощно вооружённые самоходные доты. Шутка ли, 128-мм пушка в башне от Королевского Тигра и бортовая броня толщиной 120 мм! Люди поумнее недоумевают: неужели немцы были такими дебилами, что планировали поставлять в армию основной средний танк массой около 50 тонн при том, что Pz.IV весил 25 тонн, а Т-34 за 30? А как насчёт тяжёлого танка массой 75-90 тонн? Как это хозяйство перевозить и обслуживать, где и чем ремонтировать и эвакуировать?Меня достали подобные разговоры и я задумал написать пост о том, что же такое эта ваша Е-серия по доступным достоверным данным, коих, к сожалению, очень немного. Конечно, к тематике этого сообщества Е-серия особенного отношения не имеет, это, скорее, к бульботанкам, но кормить тамошних свиней дорогими явствами я не намерен. Впрочем, одно время велись разговоры о том, чтобы ввести в тундре Е 50/75 для противовеса послевоенным танкам союзников. В этом посте я покажу, почему это не получится сделать.
СДПВ: тыц
Ну а что, пикчи для привлечения внимания кидают, видео кидают, а почему бы не кинуть ссылку на то, как я сражаюсь с википедиками?
Как вспоминал Книпкамп после войны, программа Е-серии была задумана в мае 1942 года, то есть всего лишь через месяц после показа опытных Тигров на день рождения Гитлера, но разрешение на развитие проекта было дано только в апреле 1943 года. Отдельно отмечу, что в конце войны Е-серия была заживо погребена, а Е 50/75, заменяющие Тигры и Пантеры в 1945 году - бред сумасшедшего.
Всего в Е-серию входили пять танков:
Всё остальное, то есть салфетки уровня Jagdpanzer E 50/75, суть бредовый вымысел.
Итак, посмотрим на сей документ. В нём ясно видно, что масса Е 50 указана в районе 50 тонн, а у Е 75 и того больше - 75-80 тонн. Но так ли это? С чего вообще союзники взяли, что танки именно столько должны весить? Забегая вперёд скажу, что ни на одной из схем ничего подобного и близко не указывалось, а рассчётные массы были СУЩЕСТВЕННО ниже, то есть минимум тонн на 10. Видимо, союзники решили, что раз танк называется Е 75, то весить он должен около 75 тонн. Весьма наивно, особенно если учесть, что VK 30.01 (P) весил свыше 40 тонн, а VK 45.03 (H) и вовсе 68 тонн, а никак не 45!
Другой важный вопрос - названия танков. Обычно считают, что Е 50 и Е 75 - это какие-то особенные танки, выделяющиеся названием, которые заменят привычные Пантеры и Тигры. Но давайте посмотрим на схемы, в том числе взятые из книги Вальтера Шпильбергера Special-panzerfahrzeuge:
К сожалению, данной книги нет в сети, а потому в свободном доступе есть только обрывки вроде этих. У меня сей интереснейшей книги, увы, дома нет, а то бы я с удовольствием прямо сейчас залил в интернет сканы
Некоторые глядя на схемы спрашивают: а может масса так мала потому, что немцы не учитывали башню? Во-первых, среди схем есть шасси Е 50 с башней и той же массой. Во-вторых, даже если вес башни не учитывали, во что я не верю, танки Е 50/75 всё равно оказываются намного более лёгкими. Скажем, башни Пантер весят в районе 7-8 тонн, а Тигров в районе 10-12 тонн, так что до 50 и 75-80 тонн наши вундервафли ну никак не дотягивают. А не верю я по одной простой причине. Е 50/75 - это не танки фирмы Adler, оная фирма разрабатывала исключительно ходовые части. И на схемах выше приведены рассчёты по ходовой части: демпферированию подвески, диаметру катков, длинне опорной поверхности гусениц и прочее. Так какой смысл указывать в рассчётах неполную массу, если подвеска рассчитывается и под башню тоже? Или немцы придумали в атаку ехать на кабриолетах? А что, обзорность великолепная, да и вентиляция не подкачала.
Другой интересный момент - названия. Немцы давали названия не только отдельным танкам, но и семействам танков. Например, Pz.I ausf.C - совершенно новая машина по сравнению с Pz.I ausf.B, но это тоже первый "Пазик". То же касается и семейства Тигров, куда входят аж шесть разных танков не считая модификаций (Tiger P, Tiger H, Tiger P2, Tiger H2, Tiger H3, E 75)! При проектировании Е-серии логика у немцев была та же: раз Е 50 - улучшенная Пантера, так почему бы не назвать его Пантерой? Если Е 75 в перспективе может заменить Тигра, разве это не Тигр? Вангую, попади они в войска, танкисты не знали бы обозначений Е-серии и по привычке называли их Тигропантерами.
И ведь всё встаёт на свои места. Берём Tiger II массой 68 тонн, переделываем лобовую часть, выкидываем частокол из торсионных валов, уменьшаем корпус по высоте за счёт высвобождения внутреннего пространства, выкидываем лишние катки, ставим подвеску наружного расположения на тарельчатых пружинах. За счёт меньшего числа катков, более компактой и лёгкой подвески, а также более низкому корпусу получаем выигрыш в 8 тонн и танк с теми же характеристиками, но массой 60 тонн, а это значительно лучшая надёжность, возросшая проходимость и меньше головной боли при транспортировке и эвакуации. Аналогичные операции проделываем с Пантерой, выигрывая 5 тонн. Да, выигрыш меньше, но что тут удивительного: броня корпуса тоньше, а значительный процент выигрыша шёл именно с уменьшения массы корпуса.
Инженеры постарались не зря. Пропатченные Тигры и Пантеры при той же броне и том же вооружении значительно удешевлялись и упрощались в производстве, ремонтопригодность повышалась, а взаимозаменяемость узлов подвески упрощала жизнь снабженцам и техникам. Другое дело, что немцам в середине-конце войны было не до этого. Теперь понятно, почему бесполезно просить вводить Е 50/75 на пятую эпоху, ведь в игровых реалиях они будут превосходить Тигров и Пантер только по подвижности за счёт лучшей удельной мощности.
Окей, с этим разобрались. Теперь другой вопрос: почему Книпкамп задумал эту серию и откуда растут ноги у Е-танков? Конечно, это область домыслов и поиска скрытого смысла, но есть всё же некоторые любопытные моменты. В апреле 1942 года фирма Porsche показала свой Тигр с кормовым расположением бесступенчатой трансмиссии и тележечной подвеской, не занимающей места внутри корпуса. Казалось бы, из-за электромеханической трансмиссии и двухдвигательной схемы, занимающей значительный заброневой объём, Тигр фирмы Porsche должен быть значительно тяжелее, чем Tiger H, но в действительности он весил больше всего на 2 тонны. Всё дело в тележечной подвеске и в более низком корпусе со скосами надгусеничных ниш. Двигатели, трансмиссию и подвеску при наличии подходящего крана и толпы бездельников можно было демонтировать и заменить на новые в полевых условиях без отправки на танкоремонтный завод. Позже проект обзавёлся такими фичами, как система охлаждения, которая демонтировалась с двигателем и генератором заодно, упрощая жизнь ремонтной бригаде. Это сейчас блоки из двигателя, трансмиссии и системы охлаждения, демонтируемые как единое целое, воспринимаются само собой разумеющимися, а тогда это было редкостью.
И вот через месяц появляется задумка, которая перерастает в проекты танков с подвеской внешнего расположения и более низкими корпусами. Интресно, что в годы ВМВ фирма Porsche разрабатывала танки исключительно с тележечными подвесками внешнего расположения, а Книпкамп тяготел к индивидуальным торсионным внутреннего расположения. И тут такой поворот. Правда, подвеска была не резиноторсионной, а пружинной с гидравлическими амортизаторами, и не блокированной, а индивидуальной, но сути это не меняет.
Другая любопытная параллель. Фирма Porsche предложила проект лёгкого танка Typ 245 с кормовым расположением трансмиссии, хорошим бронированием с наклонными плитами а-ля FCM 36 и Т-34, а также с тележечной подвеской Шкоды и двигателем воздушного охлаждения поперечного расположения Typ 101 от Tiger P (не забывайте ссать на лицо анацефалам, которые думают, что впервые так двигатель расположили на Т-44).
Кроме того существовал проект САУ на базе узлов лёгкого танка под индексом Typ 255. Фишки те же: тележечная подвеска и поперечное расположение двигателя с системой охлаждения в одном блоке. Кроме того, налицо унификация двигателя и системы охлаждения не только с лёгким танком, но и с тяжёлыми Porsche Typ 101 и Typ 180. Всё бы ничего, только двигатель оказался неудачным...
Вангую, Книмкамп почесал репу и изрёк: бля, а чётко получилось! Подвеска компакта, а МТО удивительно короткий, но всё помещается. Надо замутить что-то типо этого. И кто после этого будет удивляться Е 10 и Е 25 с подвеской внешнего расположения и кормовым расположением трансмиссии? Я уж молчу про то, что есть подозрение на поперечное расположение двигателя.
Про Е 100 я ничего расписывать не буду, Юрий Пашолок более чем внятно разъяснил в статье "Сотый лишний".
Итак, какие выводы мы сделаем из этой истории?
- Е 50/75 вовсе не были тяжеленными вундервафлями и сумрачными
порождениями фошыстского гения. Напротив, идея получилась весьма
практичной и здравой, жаль, что не успели воплотить наработки в
металле.
- E 10/25 что-то напоминают.
- Нет ничего удивительного, что так мало бронетанковых проектов
фирмы Porsche воплотили в металле, особенно если учитывать
жесточайшую конкуренцию между Танковой Комиссией и Книпкампом.
Очень интересный в техническом смысле проект шасси лёгкого танка
Porsche Typ 245 ушёл в стол, зато идиотский проект сверхтяжёлого
ответа на Маус умудрились пропихнуть второй раз под индексом E-100
и начали было воплощать в металле, да война кончилось. Весьма
практично, нечего сказать. И после этого анацефалы говорят о том,
что проект Porsche такойто растакойто был отклонён из-за его
технических решений. Господи, какие технические решения? Тут у кого
в Рейхканцелярии попа толще, как хорошо подметил Юрий
Пашолок.
|
</> |