Dьявол иgрает nа Balalaike (1962), или Немцы исчезают в полночь
ru_klukva_ru — 09.05.2024 Я когда-то рассказывал про старый немецкий фильм из 1950-х "Сталинградский врач". С тех пор я иногда задумывался, неужели этот лицемерный и слащавый фильм про страдания несчастных немцев из вермахта в Гулаге "низачто" - единственный? Должны же были немцы тех лет снять еще что-то про свои безбрежные страдания в Совдепии, чтобы отвлечь народ от вопроса ответственности за преступления нацизма? Ведь судя по фильмам того времени, в годы фашизма немцы только и делали, что бесконечно страдали: в Сталинграде ("Собаки, хотите жить вечно?"), на фронте ("Мост"), под бомбежками Берлина ("Последний акт") и т.д. Кто только массовые убийства совершал, непонятно, наверно лично Гитлер и кучка эсэсовцев.И вот наконец мои ожидания оправдались! Есть, таки есть ЕЩЕ один старый фильм про страдания немцев в Сибири, снятый в мохнатом 1962 г. И он почти что копия "Сталинградского врача": в нем тоже есть несчастные невиноватые немцы, адская работа, злой начальник лагеря, до кучи всунутая мелодрама с женщиной из персонала и т.п. И носит этот фильм название такое же пафосное, как и тупое "Дьявол играет на балалайке" / Der Teufel spielte Balalaika (1962).
Правда, он до сих пор не переведен и есть только на немецком, а в интернете есть только плохая ТВ-копия... Но когда меня это останавливало?
Дело происходит в 1950 г. в Сибири, вроде бы где-то под Иркутском. Начинается все какими-то пафосными немецкими речами за кадрами. Один из пленных немчиков в итоге вылезает на ночную улицу и после хитрой спецоперации пробивает по башке своему сотоварищу за сотрудничество с советской администрацией. Ведь подлый коллаборант даже получил от русских в подарок книгу под названием "Сибирь"! Нет ему прощения!
Вскоре в бараки приходит мрачный и злой начальник лагеря. Знакомьтесь - это страшный русский злодей и главный антагонист, старший лейтенант с простой русской фамилией Фузов. Молодой высокий парень, который всегда качается, насуплен и слегка расхристан - как будто только что хлопнул два стакана красного за кадром. И так - каждую секунду пребывания на экране! Еще он любит лузгать невидимые семечки, которые у него всегда есть посреди зимы. Наверно, покупает в невидимом магазине.
Фузов страшно недоволен, ругает по-немецки всех пленных и делает им втык, но доискаться до виновников, конечно, не может. Пленники слушают ругань с кислыми лицами. Зеков после этого немного поморозили на улице, но в целом ничего за нападение на своего товарища им не было, кроме нотаций старосты. Староста - бывший унтер, типичный немецкий служака в очках и кепи, который ходит с видом бухгалтера. Традиционный для немецкой литературы тип "служака, который меня доставал всю войну".
Среди прочей массовки мелькает какой-то старенький моряк Адмирал - я так понял, это кличка, а звание у него, кажется, кавторанг...
Обратите внимание на то, что на вывеске слово "друзбя" написано через "б". Это, кажется, единственный ляп на весь фильм - а в целом все на удивление аутентично: форма правильная, бараки историчные, многочисленные детали постарались подобрать верные. В общем, выглядит на удивление правдоподобно, даже лучше, чем в "Сталинградском враче" с его клюквенными медалями и погонами.
Злые коммунисты думают только о плане и заставляют пленных работать в каменоломнях в одних ушанках. Это не валка леса, как в "Сталинградском враче", но тоже неплохо.
Как и в "Сталинградском враче", в сюжет вводится женщина, чтобы симпатичному пленному было на кого положить глаз. Это некая Елена, которая приехала на американском джипе со смешным номером "ЖР".
О, а вот и балалайка! А чей это там портрет, Жукова или Шапошникова?
При встрече Фузов говорит на чистейшем русском языке и произносит всякие фразы с намеками на желание большой чистой любви на сеновале. Например: "В Сибири мы должны крепко держаться. Когда мы падаем - только от водки и от красивых женщин!". Елена скромно улыбается и говорит понятно, но с адским акцентом: "Младшэйлейтенант Елиназанава!". Но ей можно, она по сюжету - внезапно! - австрийская еврейка из Вены.
Ужасы советского режима подчеркиваются совершенно сюрреалистичной сценой. После прибытия в лагерь ночью Елена просыпается от каких-то диких криков за окном. Она пялится в шоке в стекло, но никого нет. Кто же тогда кричит? Неужто собака Баскервиллей?!!
Елена даже не накинув бушлат выходит наружу и бродит по ночному лагерю. Под угрожающую музыку ее освещают прожекторами, потом прибегают солдаты... Она впадает в панику и мечется из угла в угол, пока не прыгает в какую-то баню, где ее... принимает и успокаивает один немчик. Она успокоилась и ушла. А источника криков нам так и не показали. Наверно это кого-то пытали
Чуть позже пьяный Фузов пытался склонить даму к соитию, но она отбилась пощечинами. Фузов разозлился, но ему все же хватило ума уйти. Видите, какой это страшный человек!
На следующий день Фузов всем заключенным делает втык. Мол, живете на советской земле, питаетесь советским хлебом, а работать не хотите, план
В лагере, кстати, еще япончики сидят, что довольно странно. Кто-нибудь когда-нибудь слышал про советские немецко-японские лагеря военнопленных? Или это такой жест уважения к союзнику по Оси от немецкой демократии? Самое смешное, что почти все японцы были отправлены на родину аккурат к весне 1950 г. Осталась только жалкая тысяча человек, осужденных за уголовщину уже в плену. Ну то есть, этим японцам надо было постараться, чтобы досидеть до 1950 г. в лагере.
Свой коллаборант-староста у японцев тоже есть и носит фамилию Акимото. Ну хоть не Ямамото, это было бы еще банальнее. Но он, в отличие от очкарика, фальшивый. Своим позволяет откровенно волынить. А когда видит, как к нему с яростью берсерка подходит Фузов с криками о саботаже, Акимото начинает пафосно учить военнопленных и выдает им пощечины пачками. Фузов, конечно, считает это нормальным и не препятствует. Восток - дело тонкое, знаете ли.
Чуть позже к Елене приезжает ее муж с гигантской кокардой на фуражке - хромой с тростью старший лейтенант с простой русской фамилией... Зайденвар.
Ладно, я пошутил. На самом деле
Да, лагеря тут украшены кучей портретов - есть Ленин, Сталин, даже Эрнст Тельман.
А в этой сцене висит то ли Жуков, то ли Рокоссовский - и фото явно более позднее, аж из 1960-х, судя по форме.
Кстати о Сталине. Зацените клевый портрет вождя, который сделали заключенные в лагере. Ну прелесть же.
Зайденвар, в отличие от Фузова, относится к заключенным гораздо мягче. Осматривает бараки, оценивает условия труда, говорит с пленными без криков и угроз, даже угощает "Казбеком". Он же и Петера Йоста приголубил, куколд несчастный.
Пленных Зайденвар пытается воспитывать культработой. Но попытка научить их петь по-немецки "Широка страна моя родная" провалилась - пели все очень плохо и фальшивили явно намеренно, саботажники вонючие.
Где-то к середине фильма от старости и сердца умирает и эпизодист Адмирал. Подразумевается, что нам должно быть жалко старого картонного ветерана, который был на экране раза три-четыре. Зайденвар явно чтобы выполнить последнюю волю покойного, побежал к нему в барак, чтобы принести из мешка какую-то его старую награду. У Адмирала, кстати, их был целый мешок. Я так и не понял, откуда. Может, он их коллекционировал, а может, ему остальные их сдали на хранение... Награду Зайденвар передать не успел - как оказалось, ее
У одного заключенного, что планировал с товарищами побег, нашли компас. Разумеется, посадили в карцер - камеру за решеткой. Зек попался гордый и решил сыграть в забастовку. Как сказал охранник: "Он не говорит. Он не кушаит. Он называит это голодовкой" Фузов негодуэ: "Не верю я тебе, дядя. Кто болен, тот жрёт!" Охранник тогда пытается убедить пленного поесть. Гордый, но... тупой немчик в ответ плещет ему баландой прямо в лицо. Угадайте, что было дальше.
Конец немного предсказуем. Взбешенный охранник устроил с пленным драку, а потом начал избивать дубинкой. Тонкий режиссерский ход - за кадром при этом звучит на граммофоне популярный цыганский романс "Играй, гитара" в мужском исполнении (исполнителя определить не удалось). Все это проходит прямо рядом с другим охранником, который забил на избиение заключенного большой болт, потому что курил папироску. При этом русский лоботряс улыбался так широко и счастливо, как будто папироска была с травкой из Чуйской долины.
Охранник лупцевал виновника так старательно, что даже Зайденвар на улице услышал. Тогда Фузов быстренько охранника отогнал, сделав вид, что никогда-никогда не приказывал лупить военнопленных - и даже самого зека отпустил в барак. Это становится поводом для пафосных философских диалогов с Зайденваром: "Ево - надо в лазарет отправить" "Все, что ему надо - это воздух да движение. Значит, каменоломня" "А как он можеть работать. Он же несколькО дней не ел" "Глупости. Ерунда. Голодны они или сыты, все одно саботажники" "POLITBURO KRASNOЙ ARMИИ не так смотрит на этот вопрос!" "Твое мнение, что карцер не годится - жаль, а все-таки это самый лучший способ" "А я не верью!" "Мы здесь не в партшколе, а в Сибири" "В Сибири тоже советская землья!"
В общем, вы поняли, довольно унылый и не насыщенный событиями сюжет сводится к противостоянию злого начлага и более доброго помощника. Этакая, понимаешь, философская параллель "Жеглов - Шарапов". Собственно, Фузов даже внешне вылитый Жеглов из книги Вайнеров. А Зайденвар добрый, потому что еврей - их после свержения фашизма трогать в Германии было как-то неловко... В общем, очень похоже на "Сталинградского врача", где тоже был злой начлаг, более добрый командир и какая-то врачиха с любовной линией с военнопленным. Тут Фузов в байки о гуманизме тоже не верит и в шутку даже запирает ненадолго Зайденвара в карцере - пусть сам ощутит, что реально действует сильнее. Das ist sowetischen prunk, genosse!
Справедливости ради, в отличие от начлага из "Сталинградского врача", у Фузова есть хоть какое-то оправдание своей озлобленности. Как он признается по пьяни в одной сцене, он раньше был сержантом, героем обороны Москвы и беззаветно отдавал жизнь Родине в боях. Но после войны кто-то настучал на него за попытку изнасилования в пьяном виде, и его сослали в этот медвежий угол сторожить чертовых немцев, с которыми он ничего толком сделать не может. Вот и спивается наш фронтовик от скуки и неустроенности жизни. Ох, бедняжка, давайте пожалеем пьяного насильника и хамло...
На следующий день Петер Йост попал под вагонетку - добрый-добрый соратничек по заговору почему-то решил, что это он его сдал, и решил отомстить. Увидев это, штуки пять пленных возмущаются стра-а-а-ашными условиями труда в этом жу-у-у-утком лагере смерти - и объявляют забастовку! Фузов отреагировал оперативно и тут же в дикой ярости примчался на своем джипе и со взводом солдат с ППШ. Солдаты, кстати, приехали на каком-то грузовике, которому на капот положили тряпку, чтобы нельзя было разобрать модель по эмблеме. Это что там, банальный Опель?
Фильм перевалил за середину, и до авторов наконец доперло, что ужасы режима выглядят как-то не очень ужасно. Тогда в попытках это исправить они показывают самую тупую сцену побега в истории кино. Какой-то левый военнопленный от лютой злобы дожидается, пока подойдут солдаты и ТОЛЬКО ТОГДА начинает в ярости душить старосту-коллаборанта. А когда его пытаются оттянуть, он пытается сбежать на глазах ВСЕЙ ТОЛПЫ. Естественно, целый взвод здоровенных солдат с оружием не может его задержать и скрутить, даже когда он бежит ЧЕРЕЗ НИХ - и военнопленный убегает на верх карьера. Там его благополучно пристреливают (конец немного предсказуем), и он пафосно падает вниз жмуриком - только что березки как в "Летят, журавли" не вертелись. Ну как, очень жалко вам этого лауреата премии Дарвина?
Японские военнопленные смотрят на все это со стоическим спокойствием и в забастовке не участвуют. За это Фузов и какой-то генерал в бараньей папахе с аршинной RED ZVEZDA покровительственно хлопают по плечу Акимото и обещают ему плюшки - первые трое
Почти чистый русский в фильме радует, хотя русских исполнителей в Германии фильм найти явно не смог. В итоге взяли каких-то ноунеймов во Франции. Зайденвар это французский актер Шарль Мийо, который почти без акцента говорит из-за югославского происхождения (поэтому часто играл русских). Старший лейтенант Фузов - это какой-то Пьер Парель, о котором никакой информации нет (небось до эмиграции это был какой-нибудь Петька Перельман). Елена - это австрийская славянка Анна Смолик. А безымянную медсестру сыграла некая Изабель Иванофф.
Линия с саботажем немецких забастовщиков в итоге уходит в никуда. Никого не арестовали и даже не расстреляли. А Петер Йост, вылечившись в больнице... просто уезжает домой в составе репатриированных. В список счастливчиков его лично вписал сердобольный Шарапов-Зайденвар.
Грузовики вроде Опели, но номера им на кузове сделали на удивление аутентичные, это плюс.
Что интересно, добрый
Ну, а три дурака-беглеца - соснули дерьмеца. Что там с японцем вышло, я не понял, а немцы все профукали. Они долго шатались по окрестностям и страда-а-а-али в холодной воде речки, пока одного дурака не пристрелили. А двух оставшихся благополучно вернули и посадили в карцер. И заковали в kandалы.
Да, а вы не знали, что военнопленных в Гулаге реально заковывали в кандалы? Ну а чо, каторга есть, кандалы есть... плетей только не хватает и виселиц.
Концовка умопомрачительна. Сведения о всех этих косяках доходят до начальства, и оно требует к себе Зайденвара для отчета. Видимо, ему вставят сильный пистон за его развеселый гуманизм. Зайденвар пафосно, где-то далеко на заднем плане прощается с женой и печально уезжает. А нищастная Елена под косыми взглядами охраны пафосно подходит к колючей проволоке и со взглядом плачущей Ярославны смотрит вслед мужу, пока за кадром какой-то хор надрывается, изображая под музыку своими стонами некое подобие "По долинам и по взгорьям". Вид Елены кагбэ говорит - что ж теперь делать, теперь Фузов меня точно отпердолит!
KONEZ
После просмотра стало понятно, что мораль фильма очень проста: Жеглов-Фузов был прав по всем статьям. Военнопленные - саботажники, лжецы и скоты без капли мозгов и честности, которые нарываются на насилие на ровном месте, и которых можно заставить что-то делать только угрозами и принуждением. Гуманизм и болтовня про эру милосердия - для лохов. Все плохо, все умрут. При этом снято на удивление прилично - вполне хорошая постановка, неплохая операторская работа с некоторыми красивыми кадрами и вполне сносная игра актеров обеспечили почти достойный уровень военной драмы. Жаль, что это похерено тупым и скучным сюжетом.
Кто же делал этот замечательный высокодуховный фильм? В котором лагерь пленных пытаются изобразить чуть ли не лагерем смерти, хотя ничего особенно страшного нам показать так и не смогли? В котором есть целых два положительных русских, которые евреи? И в котором пленные выглядят как идиоты? Ну, тут все просто - фильм делали заслуженные гуманисты и принципиальные творцы... Сценарист Йоханнес Кай - ветеран Восточного фронта и нацистский писака-пропагандист, после войны работал в кино (вначале стыдливо скрывался под псевдонимом). Продюсер Альф Тейхс - штампователь нацистских пропагандонских киновысеров (один лично Гитлер часто смотрел); а после войны - штампователь развлекательного барахла. Быстренько подсуетился и сумел получить целую кинокомпанию, потому что его напарник, реальный диссидент Вернер Хохбаум, быстро скончался от последствий службы на фронте. А режиссером этого шедевра был знатный ренегат Леопольд Лахола. Интернированный в трудовой лагерь для евреев участник Словацкого национального восстания 1944 г. - после победы в Чехословакии потом первые два фильма снял именно про него, а заодно возглавлял местный журнал. В 1949 г. в обстановке наступления сталинизма бодренько сбежал на историческую родину в Израиль, но тут же передумал и эмигрировал в ФРГ, где стал "молодым многообещающим режиссером" (сделал аж два фильма), которого в итоге продюсеры взяли за знание русской темы. То есть, о страданиях нищастных немцев в Гулаге рассказывает еврей, антифашист и узник нацистского лагеря. Потрясающе!
Но реальным инициатором фильма стал другой продюсер. Некий ноунейм Петер Бамбергер - 25-летний ветеран вермахта, репатриант, посидевший в лагере шесть лет - который пытался запустить свой сценарий аж с начала 1950-х. Причем фильм вначале должен был называться "Davai! Davai!", и в сценарии главным злодеем был карьерист-гитлерюгендовец, который в лагере перебежал на сторону русских - как видим, вместо него остался только бледный и второстепенный очкарик-унтер. Также, судя по информации "Шпигеля", в первом варианте было куда больше трэша: грузовики трупов, отдающиеся за еду русские девушки, чекист-
Единственное, чего я так и не понял - а где в фильме дьявол, который играет на балалайке?
|
</> |