Дяченки Vita Nostra/

Оказалось, очень неплохо написано. Когда читаешь такое неизвестное, чаще всего попадается что-то написанное не очень хорошо, еще до сюжета, просто словесно не очень хорошо - а тут я прочла с удовольствием. Подумалось, что авторы не слишком молоды - так пронзительно описать всю заскорузлость студенческих общежитий, обшарпанность маленьких городков - все такое... советско-узнаваемое.
Но сама идея - учения под страхом представляется мне крайне неприятной. Если вы не читали, то вкратце сюжет таков - классика про "неизвестного собачьего принца Гарри П." - обычной девочке вдруг сообщают, что она необычная и должна учиться в необычном учебном заведении. Но в отличие от радостного Поттера заставляют ее это сделать путем шантажа - как только она ослушивается - возникает угроза для жизни и здоровья ее любимых близких. И учеба всех приехавших юных магических созданий идет так же - не сдал зачет - к бабушке приезжает скорая.
Френд, от которой я пошла читать, с грустью говорит, что такая угроза, постоянно висящая, такой страх работают лучше личной мотивированности.
Но мне по-прежнему кажется это отвратительным. Ну да, под такими угрозами учат они лучше, чем обычные студенты. Но надобность в этой учебе - не у самих студентов, а у тех, кто их заставляет. Студентам не объясняли, зачем ИМ это, не давали решать, хотят ли они этого, не давали вообще никакой информации для принятия решений. Все под соусом - мы лучше знаем, что вам нужно и очень нужно, чтобы вы развили в себе эти дары, поэтому мы будем использовать все средства, без разбору и без оттенков этичности. В середине повествования манипулятивный куратор даже умело объясняет героине - что они сами виноваты, что к ним такое применяют, что они вынуждены это делать для их же пользы - и героиня охотно чувствует все, что от нее требуется - сочувствие к надзирателю своего барака, вину за то, что она доводит хороших людей до того, что ее вынуждены наказывать и до оправдания этого наказания.
Мы это уже сто раз проходили в собственной истории, и меня не перестало это отвращать. Я за свободу самому решать, что делать с собой - развивать таланты или закапывать их в землю.
Ассоциации с концлагерем меня не отпускали. Мне казалось, что у наказываемых детей, панически боящихся промахов, в какой-то момент должна была развиться лагерная апатия - и вместо двадцать пятого часа в сутки на учение, они должны были в какой-то момент сказать - бабушка? да пусть, делайте что хотите, только отстаньте от меня!!!!
У всех историй такого рода бывают интересные запуски и очень часто слабые объяснения - в чем причина всего, какой большой замысел лежал за этой интригой. Вот и тут объяснение показалось мне невнятным и причина, для которой они учились - тоже невнятной.
А главная героиня понравилась. И понравилось то, что она вдобавок к талантам действительно трудилась и это видно, про это написано. Я просто люблю учиться, мне приятно про это читать и про то, как у людей получается - не просто стечением обстоятельств и притянутыми - "ой, у вас такой талант, все как-то само!" - а действительными способностями и действительными усилиями.
|
</> |