Двойные стандарты в романе "Три мушкетёра" — Part I

топ 100 блогов graphowomaniac02.08.2023

В отличие от многих советских и российских читателей, роман «Три мушкетера» я прочла недавно, а мне хорошо за 30. Фильм с Боярским я как человек, не выросший на советском кино (и вообще не очень много смотревший в formative years телевизор) помню смутно, а зарубежные экранизации – и подавно. Соответственно, к роману и его персонажам я подошла с а) зрелой рациональностью взрослого человека, б) без наложившихся на восприятие кинематографических трактовок, мол, мушкетеры такие бравые парни, честные, благородные герои. А когда так подходишь к чтению, то, несмотря на просьбы автора, не можешь не судить о нравах прошлых веков со своей современной колокольни.

Поэтому в этом посте я опишу первую порцию двойных стандартов, которые меня весьма возмущали во время прочтения романа.

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ

Мушкетеры бьются на дуэли с англичанами, одного из которых в итоге убивают. На убитом находят кошель с деньгами, и его друг на предложение отослать деньги семье покойного говорит, что тот был очень богат, семья унаследует земли и поместья, так что эта мелочь в кошельке никому не нужна, мол, пусть ее мушкетеры себе заберут. Гордый Атос отказывается от английского золота и отдает его слугам англичан. Поступок весьма недурственный, особенно если учесть, что слуга убитого остался без работы.

Ранее, на постоялом дворе мушкетеры становятся жертвами козней Ришелье, который, зная, что они путешествуют с целью препятствовать его планам по дискредитации королевы Анны, прислал хозяину информацию о том, что якобы шайка фальшивомонетчиков будет проезжать через те края. К этому сообщению приложено подробное описание мушкетеров. Хозяин, поверив официальному документу, обвиняет мушкетеров в попытке оплатить постой фальшивыми деньгами. Оскорбленный Атос хватается за оружие, на него наваливаются взятые в помощь хозяином молодцы, которые теснят его подвал, где он и запирается со своим слугой.

Следующие энное количество дней/недель парочка сидит в подвале, где методично поджирает хозяйские запасы и лакает вино (по иерархии: аристократ - из бутылок, слуга – прямо из бочки). Когда прибывает д’Артаньян и вызволяет Атоса, тот не просто оставляет наполовину опустошенный подвал, но еще и бьет и портит вино и оливковое масло в отместку нехорошему хозяину, посмевшему его оскорбить подозрениями в фальшивомонетчестве.

То есть отношение к деньгам и вообще к людям таково: мы, благородные аристократы, благородны и щедры к другим аристократам (и в очень редких случаях – к простолюдинам), а остальные люди – подлые собаки, с ними мы можем себя вести, как нам заблагорассудится: обирать тех, кто своим трудом сделал это вино, сыры и вяленое мясо, объедать их и не платить за стол и кров, и всячески поносить их, когда они требуют законной платы. (Напомню, что когда слуга д’Артаньяна стал требовать зарплаты, тот его избил и этой взбучкой заслужил верность и уважение слуги ).

И все бы хорошо, если бы автор при этом не наделял этих героев хвалебными эпитетами, а признавал, что поведеньице так себе, да время тогда было такое. (Для сравнения, так не раз делает Вальтер Скотт в «Айвенго»). Дюма же с иронией описывает, как присутствовавшие при разборках на постоялом дворе англичане, хоть сначала и возмущались, что кто-то объедает таверну, мол, что за произвол, услышав историю о нехорошем хозяине, «как истинные джентльмены, признали всю вину за ним». Очень смешно, прям обхохочешься.

ВЕРНОСТЬ СЛУГ

Слуги мушкетеров ради них отправляются на всяческие опасные предприятия и верно защищают честь и интересы господ. Верность вассалов, похвально.

Тем временем служанка Кэтти, втюрившись, как последняя дура, в д’Артаньяна, в чем ей оправданием может служить только юность, дает ему читать письма, писанные ее госпожой к возлюбленному, то есть предает доверие госпожи. Более того – девушка впускает незваного гостя д’Артаньяна в хозяйскую спальню, о чем подробнее в моем следующем посте. Позже Кэтти бежит из дома Винтеров, потому что боится, что Миледи поймет, что именно через ее комнату юноша смог пробраться в спальню, а потом сбежать оттуда. Для Кэтти находят место в хорошем доме и рекомендуют ее как достойную доверия девушку – очень, очень достойную доверия, учитывая описанное выше. А достойна она доверия и вообще героиня положительная исключительно потому, что на стороне героев, которым она помогала, его величество автор.

…и наконец клубничка: СОБЛАЗН

Как и зачем соблазняет Миледи?

Миледи осудили за кражу, она соблазнила тюремщика и бежала. Как? – неизвестно. Зачем? – чтобы обрести свободу. Позже Миледи незаконно сажают под домашний арест, она соблазняет приставленного к ней в качестве надзирателя офицера. Как? – когда видит, что на чувственность он не реагирует, играет на его пуританских религиозных воззрениях, притворяется мученицей за веру, выдумывает дикую историю о том, как над ней надругался Бэкингем, которого Ришелье дал ей задание убить. В итоге офицер спасает ее из плена и сам, уверенный, что отстаивает честь женщины-жертвы, убивает Бэкингема. То есть Миледи двух зайцев убила одним ударом, при этом без всякой интимной близости, а только силой ума и будучи хорошим психологом. Зачем? – чтобы обрести свободу и выполнить госзадание.

Как и зачем соблазняет д’Артаньян?

Через деверя Миледи, Лорда Винтера, д’Артаньян знакомится с ней самой и «западает» на нее. Он откровенно говорит Атосу, что любит ее – типа Констанцию Бонасье он любит одной любовью, а Миледи – другой. Будучи вхож в дом Винтеров, д’Артаньян начинает замечать вышеупомянутую Кэтти, смазливую служанку Миледи. Девушка явно на него положила глаз, и д’Артаньян смекает, что ею можно воспользоваться, чтобы подобраться поближе к хозяйке. Как соблазнил? – притворился влюбленным, физически соблазнил Кэтти, провел всю ночь в ее комнате, смежной с комнатой Миледи. О том, чем они занимались, можно судить по фразе (цитирую по памяти) «За попытками девушки сопротивляться и д’Артаньяна — сломить сопротивление ночь пролетела быстро» - то есть даже если секса как такового у них и не было, то не потому, что д’Артаньян – оплот целомудрия. Зачем соблазнил? – в корыстных целях: чтобы заиметь себе другую женщину.

При этом к д’Артаньяну несколько раз на протяжении романа применяется эпитет «честный», а о Миледи мы все знаем, что она «коварна», «развратна», «безнравственна».

На этом я устала писать — а самое интересное, конечно, оставила для второй части этого длиннопостаhttps://graphowomaniac.livejournal.com/522.html.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У меня шиза. Я всё чищу. Конюшни эти, Авгиевы. Всё! Понимаете? Дома. На работе. В ЖЖ. Систематизирую. Удаляю ненужное. Изрываю на мелкие клочки. Причём, без предупреждения. Такое впечатление, что и, правда, там новая жизнь. Другая. Качественная. ...
Граждане! Очень нужен стол. Лучше на ножках деревянный. Но и другие варианты ...
Моя хорошая знакомая недавно переехала в Москву и в данный момент находится в активном поиске работы. На популярном сайте наткнулась на вакансию домработницы. Вроде бы устраивало всё, но смущал один пункт, который можно было интерпретировать двояко. Наша героиня старается видеть в людях хо ...
Опубликованная Файненшнл Таймс история с предложением Москвы Асаду уйти в отставку не имеет подтверждений, наоборот: в Кремле гневно опровергли вражью клевету. Тем не менее она лежит в русле политических шагов Москвы, в частности, поддержки ею резолюции Совбеза, которая по своей сути вес ...
Не так давно купила тушь Poetea NOA. Абсолютно случайно. По жутко смешной цене. ...