Двое слепых и одна яма.

топ 100 блогов d_prospero22.01.2010 В качестве продолжения этой темы.



Как я уже писал, пакт с Гитлером был крупной ошибкой Сталина. Пожалуй самой крупной из всех, допущенных им в области внешней политики. Но, вместе с тем, следует признать, что в той политической обстановке, которая сложилась к августу 1939 года, это был вполне логичный и, на первый взгляд, оправданный шаг(негативные последствия пакта были в 1939 г. еще не очевидны). Также нельзя не признать, что ошибки допускают многие политики. Людям вообще свойственно ошибаться. Чемберлен и Даладье тоже крупно ошиблись в сентябре 1938 года. Так может не стоит так уж ругать товарища Сталина за его оплошность?

Нет, господа присяжные. Еще как стоит. Дело в том, что англичане и французы уже в марте 1939 г. осознали свою ошибку и круто изменили свою внешнюю политику. Сталин же, вероятно, осознал свою ошибку лишь 22 июня. Если вообще осознал...

Как я уже писал, пакт Молотова-Риббентропа привел к полной изоляции Советского Союза на международной арене. Запад стал смотреть на Сталина как на партнера Гитлера, а после нападения СССР на Финляндию   - еще и как на агрессора. Советский Союз был исключен из Лиги наций, а англичане и французы стали размышлять об авиаударе по бакинским нефтепромыслам.
Вместе с тем, заключив пакт, Сталин не смог стать и полноправным союзником стран Оси, что по крайней мере нейтрализовало бы потенциальную угрозу со стороны Японии.

Случилось это, главным образом, благодаря ошибкам Сталина. Советское правительство в период с августа 1939 по июнь 1941 гг. вело свою страну к катастрофе с упорством слепого лоцмана, ведущего свой корабль прямо на рифы.
Вот о лоцмане и рифах сегодня и будет мой рассказ.



Сначала отношения между двумя диктаторами были вполне благожелательными и внешне напоминали брак по расчету. Но уже летом 1940 г. отношения начали портиться. И произошло это по вине Советского Союза.
В лучезарном июне 1940 года, пока немцы громили Францию, Сталин решил прибрать к рукам Бессарабию, которая согласно секретному протоколу относилась к советской сфере интересов.

Двое слепых и одна яма.


И все бы ничего если бы Молотов 23 июня не сообщил Шуленбургу, что СССР претендует еще и на Северную Буковину*. Передача Буковины СССР не была предусмотрена в секретном протоколе. В Берлине забеспокоились. ОКВ и Гитлер переживали как бы СССР, пока они связаны по рукам и ногам во Франции, не оттяпал добрую половину румынской территории, в том числе Плоешти. Вермахт зависел от поставок румынской нефти, кроме того Германия получала от румын продовольствие и фураж.

В итоге Гитлер не стал чинить препятствий Сталину и, когда румыны обратились за помощью, Риббентроп через немецкого посла в Бухаресте порекомендовал правительству Румынии удовлетворить советские требования. Румынам не оставалось ничего другого кроме как покориться.

Но Гитлер, после этого инцидента, стал видеть в Сталине хитрого шантажиста. Реальное ухудшение в отношениях между двумя диктаторами произошло в конце августа, когда Гитлер дал Румынии гарантии ее территориальной целостности и затем(в сентябре) направил туда военную миссию. Принимая решение в июле о предварительной подготовке плана нападения на Советский Союз, он руководствовался в том числе и стремлением обезопасить себя от подобных сюрпризов со стороны своего восточного соседа, а также от всяких неожиданностей со стороны Красной Армии. Так прозвенел первый звоночек.

Второй звоночек прозвенел в ноябре 1940 года в Берлине, куда по приглашению Гитлера с официальным визитом прибыл Молотов. На тот момент Гитлер еще не до конца определился с дальнейшей стратегией. В ОКВ и ОКХ летом и ранней осенью 1940 г. разрабатывали, помимо похода на Восток, также планы вторжения в Англию и захвата Гибралтара. Гитлер все больше склонялся к мысли о неизбежности вооруженного конфликта с большевизмом, о чем в доверительной беседе сообщил Кейтелю. Одновременно, в качестве возможной альтернативы он рассматривал вариант вовлечения СССР в коалицию держав Оси. Именно с этой целью он и пригласил Молотова в Берлин. Но переговоры не дали желаемого Гитлером результата. Они только способствовали обострению отношений и выявили накопившиеся за прошедшее после заключения пакта время взаимные претензии и противоречия. Молотов и Гитлер разговаривали на разных языках. Фюрер говорил о разделе британского "наследства" и предлагал СССР обратить внимание на район Индийского океана. Молотов же упрямо настаивал на том, что СССР заинтересован в разделе восточноевропейского "пирога", а также требовал обьяснить, что замышляет Германия по отношению к Финляндии, в чем суть германской политики на Балканах. Эти вопросы не понравились фюреру. Молотов вернулся обратно в Москву, а Гитлер в скором времени принял окончательное решение по восточной "проблеме"  -  Советский Союз должен быть разгромлен.


Третий звоночек прозвенел уже в следующем году, когда Гитлер решил прибрать к своим рукам Балканы и, в частности, Югославию. Под дипломатическим давлением Берлина правительство этой страны решило присоединиться к Тройственному пакту(югославам были обещаны Салоники). Но это решение вызвало в стране и армии настоящюю бурю протеста и 27 марта 1941 г. привело к государственному перевороту. К власти пришел генерал Д. Симович, с которым Сталин поспешил заключить Договор о дружбе и ненападении. Гитлер небезосновательно расценил этот шаг Сталина как еще один антигерманский выпад и еще больше утвердился в своем намерении уничтожить Советский Союз.

Теперь давайте попробуем проанализировать все эти факты и дать им оценку. Была ли политика Сталина-Молотова разумной и последовательной?
Едва ли. Судите сами. Заключив пакт и подписав секретный протокол к нему, Сталин и Гитлер фактически поделили между собой Европу. При этом Гитлеру досталась фактически вся Западная и Центральная Европа, а СССР лишь часть Восточной Европы   - бывшие восточные польские земли, Прибалтика и небольшая часть Румынии.

Какова же должна была быть дальнейшая политика Сталина по отношению к своему западному соседу? 

В общем-то, у Сталина было два варианта.
а) продолжать политику добрососедских отношений, в перспективе приводящюю СССР в лагерь стран Оси

б) сохраняя внешне доброжелательные отношения с Германией, проводить независимую внешнюю политику и осторожно искать пути сближения с странами Запада  - Англией и Францией

В случае варианта "а" Сталин избежал бы "Барбароссы" и возможной агрессии со стороны Японии, но при этом до предела обострил бы отношения с Англией, Францией и США. В случае победы стран Оси в мировой войне СССР оказался бы вне европейской политики, получив в качестве подачки часть британских колоний в Азии(вероятно, Индию). Германия в этом случае безраздельно господствовала бы в Европе, что привело бы к тотальному истреблению евреев, цыган и других неугодных нацистам народов.

В случае реализации варианта "б"(например, в конце 1940 г.) советско-германские отношения, вероятно, крайне обострились бы весной 1941 г. Советскому Союзу с помощью Англии, вероятно, удалось бы сколотить альянс в составе Турции и балканских стран, направленный против Оси. В этом случае, Финляндия, Румыния, и, возможно, Венгрия выпадают из списка стран-саттелитов рейха. Германии остается для реализации "Барбароссы" лишь относительно узкий "польский коридор". В одной лишь Польше немцам было бы крайне трудно развернуть для вторжения в СССР 150 дивизий. Максимум, 100. Развернуть больше не позволили бы неразвитая транспортная сеть и недостаток складов и аэродромов, способных принять такое количество грузов, имущества и техники, которое необходимо для поддержания боеспособности 150 дивизий. Кроме того, немцам пришлось бы отвлечь часть сил для кампании на Балканах, которая при поддержке Англии и СССР могла бы затянуться на месяц, а может и на два. В этом случае, начало "Барбароссы" откладывается на неопределенный срок, либо вообще отменяется.

Как же поступили Сталин и Молотов? Они не сделали ни того, ни другого. Для реализации варианта "а" не нужно было раздражать Германию, а значит не стоило оккупировать Буковину, следовало проявить мягкость и уступчивость на переговорах в Берлине и согласиться на раздел британского "наследства". В 1941 году в этом случае не следовало заключать договор с Югославией.

В случае реализации варианта "б" следовало постараться найти почву для сближения с Западом на антигерманской основе, дать понять Черчиллю и Рузвельту что СССР не придает стратегического значения пакту с Германией и не рассматривает его в качестве долговременной основы своей внешней политики. Весной 1941 года в этом случае было необходимо всячески противодействовать германской политике на Балканах и сколотить с помощью Англии упомянутый мной выше альянс балканских стран.

Как вы все знаете, не было сделано ничего из того, что возможно было сделать. Сталинская политика в период с августа 1939 по июнь 1941 гг. была близорукой и непоследовательной.

Бытует версия, что Сталин боялся спровоцировать Гитлера, и поэтому не предпринимал ничего, что могло бы вызвать его раздражение и дать повод для развязывания войны. Но в эту версию не укладывается оккупация Буковины и заключение договора с Югославией. Да и Молотов в Берлине, следуя сталинским инструкциям, задавал излишне жесткие вопросы.

Если же предположить, что Сталин не боялся конфликта с Гитлером, тогда становится непонятно почему он запретил сбивать германские самолеты-разведчики, залетавшие далеко вглубь советского воздушного пространства уже с апреля 1941 г. Непонятно, почему Сталин вплоть до самого вечера 21 июня не отдавал приказ о приведении войск в полную боевую готовность, а  с мобилизацией тянул до самого 22 июня, когда вторжение стало фактом.

Если предположить, что Сталин все таки знал о намерении Гитлера напасть на СССР, тогда непонятно, почему он ничего не делал чтобы улучшить отношения с Западом. Непонятно, почему он холодно принял нового британского посла Стаффорда Криппса, пытавшегося прозондировать почву для сближения России и Англии.

Двое слепых и одна яма.


Здесь будет уместно процитировать один фрагмент из мемуаров Черчилля. Наиболее интересные высказывания я выделил жирным шрифтом. 


"Немезида олицетворяет собой «богиню возмездия, которая разрушает всякое неумеренное счастье, обуздывает сопутствующую ему самонадеянность... и карает особо тяжкие преступления».
Сейчас нам предстоит вскрыть ошибочность и тщетность хладнокровных расчетов Советского правительства и колоссальной коммунистической машины и их поразительное незнание собственного положения. Они проявили полное безразличие к участи западных держав, хотя это означало уничтожение того самого второго фронта, открытия которого им суждено было вскоре требовать.
Они, казалось, и не подозревали, что Гитлер уже более шести месяцев назад принял решение уничтожить их. Если же их разведка поставила их в известность о переброске на Восток огромных германских сил, усиливавшейся с каждым днем, то они упустили многие необходимые шаги, которые следовало предпринять при этих обстоятельствах. Так, они дали Германии захватить все Балканы. Они ненавидели и презирали западные демократии; но в январе Советское правительство еще могло при активной помощи Англии объединить четыре страны — Турцию, Румынию, Болгарию и Югославию, имевшие жизненное  значение для него самого и его безопасности, и создать балканский фронт против Гитлера.
Советский Союз ничего не сделал, чтобы помешать разброду между ними, и в результате все эти страны, кроме Турции, были поглощены одна за другой. Война — это по преимуществу список ошибок, но история вряд ли знает ошибку, равную той, которую допустили Сталин и коммунистические вожди, когда они отбросили все возможности на Балканах и лениво выжидали надвигавшегося на Россию страшного нападения или были неспособны понять, что их ждет. До тех пор мы считали их расчетливыми эгоистами. В этот период они оказались к тому же простаками.
Сила, масса, мужество и выносливость матушки России еще должны были быть брошены на весы. Но если брать за критерий стратегию, политику, прозорливость и компетентность, то Сталин и его комиссары показали себя в тот момент второй мировой войны совершенно недальновидными".

У. Черчилль. "Вторая мировая война".


Очень точная оценка. Внешняя политика сталинского правительства была в тот период близорукой, недальновидной и непоследовательной. Сталин и Молотов, словно слепой капитан и близорукий лоцман, вели государственный корабль прямо в ловушку.

Справедливости ради, надо отметить, что в годы войны Сталин сделает немало для достижения победы и повышения влияния СССР в мире. Но ведь проще было не попадать в западню, чем с такими огромными усилиями потом из нее выбираться.
Мне вспонимается библейский афоризм: если один слепой ведет другого, то оба упадут в яму. И не каждому удается из ямы вылезти. Да.



___________________________________________________

*
Требование о передаче в состав СССР Северной Буковины диктовалось, главным образом, стратегическими соображениями. Через столицу Буковины, город Черновцы, проходила важная рокадная линия коммуникаций Львов-Одесса.
 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Истребители танков Marder III немцами применялись весьма широко. В данном случае экземпляр, который воевал, точнее, довоевался в Италии. Отношение к Marder было противоречивым. С одной стороны, эта самохода выглядела явно лучше буксируемой системы Pak 40. С другой стороны, она была ...
Моей мамуле в следующем году юбилей - 75 лет. Решили сделать ей грандиозный подарок - капитальный ремонт жилплощади. В этой квартире когда-то жили мы сами. А когда построили дом, то подарили ее мамусику. Апартаменты шикарные. Трешка-сталинка под сто метров в самом центре города. До всех ...
.    Начну с позитива: в некоторых странах интернет реально становится способом донести до властей мнение народа по некоторым важным вопросам. В Казахстане, например, в ноябре пулей вылетел со своего места полковник полиции, который в пьяном виде въехал на своем ...
https://t.me/RVvoenkor/74666 1. Дроны-Камикадзе. Видео уничтожения техники. В подписи - дрон управляемый по оптоволокну. Отличительная черта дрона с управлением по оптическому волокну - хорошая картинка на всем участке полета. Ничто не мешает сделать картинку 4К. Зачем нужен ...
12 алгоритмов рыбалки начнем разбирать? Но предупреждаю сразу, что это тайные знания , а значит поверхностным и эгоцентричным людям они могут оказаться вредны. Большинству просто бесполезны, а некоторым вредны. Полезны эти алгоритмы не раньше уровня рыб, а отчетливо - уже только ...