Двенадцатая ночь, или как угодно

Спектакль Юрия Муравицкого «Двенадцатая ночь, или как угодно»
Никитинского театра (г.Воронеж) — настоящая живая легенда. В Москве
гастроли ждут, как праздник, и встречают переаншлагом. Спектаклю
почти 5 лет, т.е. не премьера, но и в апреле было не попасть, и в
минувшие выходные и на дневные, и на вечерние показы всё смели. И
это прекрасно, чем больше хороших спектаклей в разных городах, тем
лучше. Чем больше разного Шекспира, тем лучше.
Я о «Двенадцатой ночи» узнала не так давно благодаря
«сарафанному радио», а это — объективный критик, точно лучше
рекламы. Многие зрители стараются не пропустить ни одни гастроли,
кто-то ездит специально в Воронеж (а это всё же пока не центр
туризма), любят и ждут. И в итоге сложилось прекрасно: в начале
сезона было много тяжёлых, но круто поставленных шекспировских
трагедий, а к его завершению — прекраснейшая лёгкая комедия с
чудесами и по сюжету, и по игре.
Это потрясающе-живой, классный, хулиганский театр и
потрясающе-живой, ироничный, хулиганский Шекспир, три часа
зрительского наслаждения. Актёры существуют максимально свободно,
гримируются при зрителях, перевоплощаются в персонажей прямо на
сцене, общаются с залом на протяжении всего спектакля.
По концепции — перед началом зрители тянут жребий, кому из актёров
кого играть. А после антракта — заново, т.е. исполнители всех ролей
меняются в зависимости от жребия. Каждый спектакль — новое
распределение ролей. У постоянных зрителей уже есть свои любимые
исполнители для каждой роли, мне же пока безумно интересно было
смотреть, как начинает оживать история. Играть начинают тут же,
актёры готовы к любому персонажу, а если забудут текст — коллеги
тут же и подскажут, что тоже может выглядеть очень живо и
остроумно. Большая песочница в роли сцены (а песок по ходу действия
принимает активное участие), условные костюмы для обозначения
персонажей. Плюс возможность быть кем угодно и мгновенно
импровизировать. Всё это — под живое музыкальное сопровождение и
шутовские песенки. Вот и всё. Так просто и так невероятно сложно.
По крайней мере до сих пор нет толпы последователей в других
городах, желающих повторить. «Усложнять просто, упрощать —
сложно».
Как и говорила раньше, театр — это прежде всего люди и идея. Потом
уже техника, бюджет, маркетинг, дизайнеры, «осовременивание» текста
и т.д. Чем больше театр основан на людях, тем больше он может
показать и тем меньше для него границ возможного. В данном случае —
нет зависимости от площадки и зала, а маркетинг с таким спросом
просто не нужен.
Всем рекомендую поиграть в этой песочнице!
|
</> |