Две княгини Волконских
uctopuockon_pyc — 03.02.2023 Если в книгах о событиях второй половины 1820-х годов речь заходит о княгине Волконской, почему-то считается, что это непременно жена декабриста С.Г. Волконского Мария Николаевна, прославленная Некрасовым в поэме "Русские женщины".Например, в иллюстрированном издании воспоминаний великой княгини Ольги Николаевны, королевы Вюртембергской, дочери императора Николая I, "Сон юности" упоминается княгиня Волконская и как иллюстрация к тексту размещен известный портрет Марии Волконской с подписью:
Портрет Марии Николаевны Волконской. Неизвестный художник. 1820-е гг.
Княгиня Мария Николаевна Волконская (1805–1863) – дочь героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Раевского. В январе 1825 года вышла замуж за будущего декабриста Сергея Волконского.
Но разве речь в мемуарах Ольги Николаевны идет о декабристке Волконской?
"В 1828–1830 годах мои родители жили в Варшаве из-за предстоявших там торжеств коронования и открытия Сейма. Саша сопровождал родителей в Варшаву, а потом в Берлин, где он был представлен своему деду, королю Фридриху Вильгельму III.
Мы [маленькие великие княжны] оставались в Царском Селе, под надзором княгини Волконской, незначительной и очень некрасивой женщины, и князя Александра Голицына, старого друга семьи..."
Даже если не обращать внимания на характеристику "незначительная и очень некрасивая женщина" (это по воспоминаниям обиженного ребенка), надо напомнить, что в 1928 году декабристке Волконской было совсем не до придворной службы в императорской резиденции. Она и до того, как отправилась вслед за мужем в Сибирь, не была придворной дамой такого ранга, чтобы ей доверили присматривать за царскими детьми.
И речь идет не о Марии Николаевне, а о ее свекрови, княгине Александре Николаевне Волконской, урожденной княжне Репниной.
Александра Николаевна Волконская
Александра Николаевна Волконская, мать декабриста князя С.Г. Волконского, была очень важной особой при императорском дворе - обер-гофмейстерина и статс-дама.
Похоже, Ольга Николаевна оценивала княгиню Волконскую не совсем объективно. Княгиня была умной и волевой женщиной и считалась «главой» своей семьи, которую держала в строгости. Ее супруг, генерал Г.С. Волконский находился полностью под влиянием жены.
Генерал от кавалерии, князь Григорий Семенович Волконский, один из "екатерининских орлов"
Генерал был характера мягкого, поэт, страстный меломан, ценитель итальянской музыки. Из-за раны в голову, полученной при взятии Мачина, считался человеком со странностями, с которыми активно боролась Александра Николаевна. Она была женщина властная, строгая. Говорили, что долг и дисциплина заменяли ей чувства. С 1803—1817 года князь Волконский исполнял должность оренбургского губернатора. Княгиня, будучи «femme de соur s'il еn fut» (истинная придворная дама), как писала о ней невестка, предпочла остаться в Петербурге. За это время она посетила мужа лишь дважды — в 1805 и в 1816 годах, и приезды её обставлялись весьма пышно.
Александра Николаевна Волконская в зрелом возрасте
Князь Г.С. Волконский
Свое высокое положение княгиня Волконская сохраняла при трех императрицах, будучи главной дамой русского двора при Марии Федоровне, Елизавете Алексеевне и Александре Федоровне. Она была близким лицом к императорской семье, присутствовала на самых важных государственных мероприятиях – коронациях, международном Венском конгрессе и т.д.
Когда шли допросы декабристов и ее сын находился в Петропавловской крепости, княгиня уехала в Москву на коронацию императора Николая.
Но и то, что сын, князь Сергей Волконский, оказался одним из лидеров декабристов, не поменяло отношения императора к княгине А.Н. Волконской – ее оставили на высоком придворном посту, утешали, поскольку она переживала и часто плакала, да и сын ее, хотя и был отправлен в Сибирь, в числе приговоренных к казни все же не оказался.
Император просил княгиню не смешивать дела семейные с делами службы; на коронационных торжествах Волконская получила большой крест ордена Св. Екатерины.
Поговаривали, что Александра Николаевна намеревалась ехать к сыну в Сибирь, но намерение свое не осуществила. Однако до конца своей жизни каждую пятницу она писала сыну в Сибирь письма.
Если судить по портретам, в молодости княгиня была вполне привлекательной особой (и в обществе считалась таковой). С возрастом характер наложил отпечаток на ее лицо. Может быть, ее строгость и приверженность к этикету произвели отталкивающее впечатление на маленькую великую княжну Ольгу, нелестно характеризовавшую княгиню?
|
</> |