Две картины из моего детства. | МУЗА НАШЕГО ДВОРА
![топ 100 блогов](/media/images/gidepark.png)
Сколько себя помню всегда в моей жизни присутствовали две
картины: одну я очень любила и могла возле нее сидеть подолгу,
другой я боялась, но все равно любопытство побеждало и я тоже ее
разглядывала, очень была красивая невеста с печальными глазами.
Картины были старые в золоченных рамках. Они передавались моим
родственниках по женской линии по наследству. Это потом, когда
подросла, я узнала, что это копии, но очень искусно написаны. А
назывались картины : «Неизвестная» Ивана Крамского и «Неравный
брак» Василия Пукирева.
Моя бабушка Катерина была предпоследней из четырех дочек очень
властной женщины, жены офицера царской армии, естественно не
бедной. И вот моя бабушка ослушалась свою мать и тайно обвенчалась
с простым лесничим. Дочь была наказана и отправлена с глаз долой в
город на берегу Днепра, где прабабка Настя все же купила ей дом,
завезла мебель и в придачу две картины с определенным намеком.
Осчастливила своим приездом прабабка Настя свою дочь только
перед самой смертью, а я воочию увидела ее ( я как раз гостила в
это время у бабушки).
Бабушкин дом стоял на горе в хорошем месте, фруктовый сад, кусты
сирени, масса цветов. Но больше всего мне нравилось быть на
деревянной веранде, которая тянулась вдоль всего дома.
Когда я училась уже где-то в 3 классе, бабушка рассказала историю
этих картин .Она говорила, что эти картины напоминали ей ее большой
дом, большую семью, что эти картины были подарены прабабушке тоже
ее матерью. Когда началась война, все самое ценное в доме, а это
старые альбомы с фотографиями, эти картины, два старинных
ковра, бабушка сложила в ящик и закопала в саду. В доме
поселился немецкий офицер из жандармерии, бабушку с тремя детьми
выгнали жить в сарай, а все вокруг дома немцы прощупали железными
прутьями. Ящик был обнаружен, альбомы кинули в костер, а картины и
ковры забрали в дом. На зиму бабушка с детьми не могла
оставаться жить в сарае, они пешком ушли в село к знакомым
людям. А когда немцев выгнали, семья вернулась обратно в свой дом.
И что бабушка увидела, дом был пустой, по полу бегали крысы, а на
стене висели картины. Они пережили войну. Когда мне было 5 лет,
меня мои родители отправили к бабушке на все лето. И вот тогда я
познакомилась со своей прабабушкой Настей. Меня привезли с Донбасса
(отец был военный) и когда я вошла в дом, я увидела сидящую на
веранде очень старую женщину. Меня поразил ее внешний вид: седая,
подтянутая, с «бархоткой» на глазу, как у фельдмаршала Кутузова,
она пила чай , щипчиками откалывала сахар-рафинад, ко всему прочему
еще и курила сигарету в длинном мундштуке. Меня к ней подвели
познакомить, она посмотрела на меня своим одним глазом через
монокль , только и сказавши: «Да, хороша девица». Глаз ,
кстати, ей выбила лошадь на скачках. Пребывание бабушки Насти
было недолгим, вскоре она уехала в свой Богуслав, а я наслаждалась
свободой. У меня были две красивые косы, которые завязывались
бубликами над ушами. И вот , когда никого не было дома, я
решила сделать себе стрижку, нашла у бабушки ножницы и свершилось,
кос моих не стало. Когда бабушка пришла домой с маминой
сестрой, они были в ужасе. Тогда моя тетя подвела меня к картине
«Неравный брак» и сказала: «Вот смотри, будешь плохо себя вести,
скажу матери и она тебя выдаст замуж за старика». После стрижки
меня обрили наголо и все лето я проходила в панамке. Однажды, когда
мы жили еще в Алчевске, приехала бабушка к нам и привезла картины.
Одну отец повесил в спальне – это «Неравный брак», а другую – в
гостиной. В спальню к родителям я боялась заходить только из-за
картины. В 1966 году мы уезжали на Дальний Восток , нужно было
паковать вещи в контейнер. С воинской части привезли два больших
одинаковых ящика, вещи были сложены, но тут остался утюг.
Мама положила его в один из них. Как потом оказалось в ящик с
посудой и картинами. Когда через месяц пришел контейнер, то в одном
из ящиков была побита посуда и повреждены картины. Но спасибо
гарнизонным умельцам, они привели их в порядок. Так
жизнь картин в нашей семье продолжалась. Объездили они с нами
Сахалин, Камчатку, Приморский и Хабаровский край. В
Хабаровске они тоже пребывали в тех же самых комнатах. Когда я
уходила в школу, «Незнакомке» я всегда говорила : «Пока», а когда
приходила говорила - «Привет». Я закончила школу, потом
институт, была направлена на работу во Владивосток везде в
общежитии где я жила, меня сопровождала «Незнакомка»., правда не
родительская. Я себе купила в магазине чуть меньшего
размера.
Отец, отслужив, вернулся с мамой на Украину, а со временем приехала
и я , отработав положенный срок. Свою «Незнакомку» я подарила
девочкам на память в общежитии. Но для меня полной неожиданностью
стало то, что дома картин не оказалось. Я спросила маму где картины
делись, на что она ответила : « Я их подарила директору школы, ей
они очень нравились». Поступок матери я не могла понять. Да, она
работала в школе, преподавала русский язык и литературу. Но ведь
это была память наших предков. Мне их все время не хватало .
Работая в налоговой службе, я увидела в перечне
зарегистрированных организаций общество художников нашего
города. А наш город богат на талантливых людей. Там мне сказали кто
может нарисовать «Незнакомку». Этот человек, кстати как выяснилось
потом, очень талантливый художник, подрабатывал в Доме
культуры на полставки оформителем. А это давало ему возможность
иметь мастерскую, но его ужасным пороком была чарка, которая потом
сгубила этого человека . Я принесла фотографию картины, но не
говорила какого размера мне нужна картина. Но каково было
удивление, когда я увидела ее, она была того же размера, что
когда-то висела у нас в доме и написана была очень хорошо. Вот уже
20 лет «Незнакомка» провожает и встречает меня и как всегда я
говорю ей - «Пока» и «Привет». А вот картину «Неравный брак»
я так и не решилась повесить в доме. Нарисовать мне ее так никто и
не смог. Я ее скачала с Интернета, распечатал мне фотограф на
холсте. Я периодически достаю ее из шкафа, смотрю и опять
прячу. Такова моя история.