Двадцать пар в неделю - подвиг или халтура?
navlasov — 28.06.2021 Один из читателей моего прошлого поста - о летнем отдыхе преподавателя - в личной беседе упрекнул меня в том, что я не знаю реалий жизни многих вузовских преподавателей. Они ведут по 15-20 пар в неделю, когда им заниматься наукой в течение семестра? Только лето и остается.Мне было довольно сложно что-нибудь возразить, потому что, с одной стороны, такая нагрузка действительно существует в природе, и мне не раз приходилось о ней слышать. С другой - я решительно не представляю себе, как можно качественно преподавать при таком объеме занятий.
Нет, конечно, бывало у меня и по десять, и по двенадцать пар в неделю. Рекорд, по-моему, составлял шестнадцать. Но, во-первых, это продолжалось две-три недели (семестр на основном месте работы еще на закончился, а установочная сессия для заочников на "подработке" уже началась). Во-вторых, по истечении этих недель я был уже в состоянии "краше из гроба вынимают". Работать в таком режиме целый год я бы, наверно, не смог.
Здесь, впрочем, нужно сделать оговорку. Я сейчас говорю именно о качественном преподавании, которое включает в себя тщательную подготовку к занятиям и съедает массу сил и энергии. Как я уже не раз писал, в среднем на то, чтобы подготовить занятие продолжительностью полтора часа, требуется потратить три. При таком раскладе двадцать пар в неделю полностью выжмут преподавателя, как лимон в соковыжималке. Ни о какой научной работе ни в течении семестра, ни в отпуске при такой сверхэксплуатации уже и речи не идет.
Но вполне возможен - а также весьма распространен в реальности - и обратный вариант. Ситуация, когда лекции читаются по собственному конспекту студенческих времен, а на семинарах нужно просто слушать и оценивать студенческие доклады. Время на подготовку - ноль, чистое рабочее время - меньше сорока часов в неделю. Не жизнь, а сказка! Когда я писал диссертацию, основная работа (не по специальности) занимала у меня куда больше времени, и это совершенно не мешало мне ходить в библиотеки и работать над текстом.
Поэтому двадцать пар в неделю могут оказаться на практике очень разными. В реальности мы, скорее всего, будем видеть некий промежуточный вариант между двумя описанными выше. И, на мой взгляд, злейшим врагом научной работы в течение семестра является вовсе не высокая учебная загрузка, а низкие зарплаты, которые вынуждают преподавателей искать приработки на стороне.
|
</> |