Два вида текстов

топ 100 блогов alfare29.01.2023 Я писал об этом не раз, но вчера, возвратившись к "Мастеру и Маргарите", зацепился за один момент в структуре этого романа. Дело в том, что МиМ - вообще-то роман "мартинсьюшный". В том смысле, что в нём герой не преодолевает трудности. Он "соответствует требованиям", а остальное за него решает демиургическая сила.

Почему это так, надеюсь, объяснять не нужно? Ни Мастер, ни Маргарита - не превозмогают обстоятельства. Они следуют своим чувствам и своей природе, которые (чувства и природа) идеально соответствуют требованиям высших сил мира текста, поэтому высшие силы сделают всё за них - надо только продолжать соответствовать и подождать.

Но речь сейчас пойдёт не о романе МиМ.

Я в очередной раз хочу отметить, что бОльшую часть художественных текстов можно разделить на "тексты превозмогания" и "тексты возведения Храма". Разумеется, линия разграничения не жёсткая, в большинстве книг это так или иначе смешано. Прошу помнить об этом.

Что такое "тексты превозмогания", я писал не раз. Они захватили бОльшую часть литературы и представляются мне низшей, худшей её частью в чистом виде, по сути - намного худшей, чем пресловутая мэрисьюшная часть. Литература превозмогания - это такая специально выстроенная автором полоса препятствий для героя, где читателю предлгается следить за тем, как волей, тренировками, "прокачиванием скиллов" и прочей фигнёй подопытный прогрызает гранит одной стены за другой, показательно страдая и превозмогая. Автору для успешной картинки необходимы две вещи: в нужные моменты ставить герою подножки и тщательно выписывать заклёпочные навыки его тренировок. Вы спросите: а как же психологизм, выпуклые характеры и проч.? Они, конечно, желательны, но почему-то для "пострадальцев" и "превозмогальцев" годятся два (по одному на каждый) типажа, мало чем отличающихся. Автору достаточно однажды натянуть на себя шкурку типового образа - и погнали, дальше всё пишется под копирку. Подёргивание за нужные чувствительные сигнальные ниточки заменяет полноту образа в 99% случаев. Нюансы характеров заменяются хламом подробностями: что пил, какой музон слушал, в какие заведения ходил - ну и щедро заваливаются описаниями проблем и методов их решения. В нужные моменты раздаются вскрики о тех или иных штампованных триггерах, переживаниях и проч. Всё это вечно крутится по одной и той же дорожке и почему-то называется "правдой жизни", хотя с "правдой жизни" ничего общего не имеет, хотя бы потому, что жизнь - это в первую очередь именно "строительство Храма", а в него-то сочинители подобных... страданий как раз и не умеют.

В чём вред литературы "полосы препятствий"? Это литература "танчиков", которая посредством своих адептов пытается убедить других, что она - правдивее. Читатели уверены в том, что именно превозмогание героем полосы препятствий - это правда жизни и она чем-то полезна. На самом деле научить она ничему не может, она имитирует для читателя преодоление трудностей, ничему его на самом деле не уча, да ещё и обманывает, имитируя правдивость.

...
Почему хороша литература "строительства Храма" и что это такое? Да, она тоже на самом деле ничему особо научить не может. Но, во-первых, она честнее, потому что не притворяется "правдой жизни". Во-вторых, она будоражит фантазию, зовёт к творению. Конечно, она тоже может обманывать, уверив читателя, что он в реальной жизни "в сказку попал". Но такое одурманивание слишком явное, оно - для совсем уж наивных, и реальная жизнь в нормальных условиях развития личности сбалансирует флюиды фантазии. А если нет... ну, такие люди и без книг найдут способ потеряться для жизни.

Что такое литература "строительства Храма"? Это книги, которые показывают человеку, что он творец. Рассказывают, как он может творить, даже если его ничего (как бы) к этому не понуждает.

Я вам приведу, может быть, неожиданный пример: и "Таинственный остров" и даже "Приключения Робинзона Крузо" - это не литература "превозмогания", это литература "строительства Храма". Удивлены последним примером? А вот слушайте...

У Робинзона была ОДНА, стартовая катастрофа. Да, ему пришлось "пострадать". А что было дальше? Дело, понимаете, не в том, что Робинзон много трудился. Дело в том, как выстроены его взаимоотношения с миром. Структурно. Дело в ракурсе. Если бы роман о Робинзоне показывал, как природа раз за разом обрекает героя на очередные пострадания - это был бы плохой роман, роман пострадания. Но в книге нет акцента на то, что Робинзону раз за разом ставят подножку, наоборот, после завязки - первичной катастрофы - идёт непрерывное построение здания нового мира. Да, трудом, волей, упорством. Но мир при этом не вредит, а как бы подыгрывает Робинзону. Раз за разом оказывается, что тот или иной поворот открывает для достойного героя новые возможности. То море подкинет ему необходимые вещи, то на острове обнаружатся полезные растения и животные, то обстоятельства пошлют ему спутника-слугу... и наконец следует закономерное спасение.

Отчасти поэтому я намного меньше любил "Детей капитана Гранта", чем "Таинственный остров" - потому что ТО похож на "Робинзона Крузо", ДКГ построены как раз по типу искусно выстроенной "полосы препятствий", когда автор-демиург в нужные моменты раз за разом на протяжении всего текста подставляет героям подножки, заботливо следя, чтобы герои всласть помучились, прокачали скиллы, но всё-таки не погибли (а то про что же писать?).

Весьма любопытен как пример "Вокруг света за 80 дней". Это вообще говоря уникальный пример сбалансированной смеси обеих структур. С одной стороны автор построил фабулу именно как полосу препятствия с подножками - но с другой: на "тонком" уровне читателю дано понять, что препятствия - лишь игра. Мы все читая книгу, "глубоко внутри" понимали, что Филеас Фогг настолько крут, что для него препятствия - лишь игра. Герой исходно достаточно силён, мир исходно настроен на то, что герой победит. Такая ядерная смесь полосы препятствий и мартисью.

В какой-то момент надувшиеся от осознания собственной читательской серьёзности дяди и тёти посчитали, что подобная игра в поддавки недостойна их читательского внимания, что герой должен быть вначале слабый, потом в тексте, страдая, много заниматься, учиться, тренироваться - и тогда мы ему поверим... Что жизнь постоянно тычет нас носом в обратное: когда те, кто много страдает, трудится и учится - несчастны, а другие, получив всё даром, цветут и пахнут, не заморачиваясь всякой пострадательной белибердой. В чём смысл читать книги, которые обманывают настолько низко? Или кто-то хочет сказать, что страдавшие и превозмогавшие люди - все хорошие и добрые? Что страдания и превозмогания непременно их сделали сильными и мудрыми, и человечными? Щаз...

Художественная литература - почти всегда обман. Разница лишь в том, какую музыку извлекают эти струны. Прекрасные баллады, торжественные гимны, романтические вальсы, шутливые плясовые - или утробные заунывные убу-бу-бу.

пс. Тексты, где изначально присутствует благая высшая сила - это особые тексты, отдельный разговор, там страдания героя имеют иной смысл.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Самый интересный персонаж для меня из истории России – это Григорий Распутин. Смотрю различные передачи по ТВ, узнаю о нем новые интересные факты. Все больше его история меня интересует. Голову этим забивать не стоит, но все же... Кто вам наиболее интересен в этом смысле? ...
Вчера вечером пошел к судье домой. Говорю ему: «я у тебя ничего не прошу. Хочу только, чтобы ты рассмотрел дело совершенно объективно. и скажи мне, сколько это будет стоить?» Судья говорит: «я у тебя ничего не возьму и дело рассмотрю совершенно объективно - но надеюсь, что у тебя после ...
https://www.youtube.com/watch?v=Up-OqSWiu80 15-я минута "Луи де Фюнес в годы оккупации работал в парижском баре пианистом. Рабата оказалась небезопасной. Половина посетителей - офицеры Вермахта. Сын де Фюнеса: "Я читал, что Геббельс, когда немецкие части перебрасывали из Парижа в ...
В начале декабря 2010 года в проект движения «Наши» «Твой фильм о войне» поступили жалобы от ветеранов ВОВ Щелковского района Московской области на тяжелые жилищные условия. Стало известно о трех историях. 1) Попов Петр Трофимович, участник ВОВ, ...
Об охранниках, наркоконтроле –  а также бумаге и «Апостоле» Сегодня отмечаются два профессиональных праздника. (Правда, история их началась буквально вчера, но упомянуть мы обязаны… уж больно организации серьёзные!..) …Итак, 11 марта 2003 года был создан Госнаркоконтр ...