Два преступника
tanjand — 28.09.2019Расскажу примечательную криминальную историю. У нас она не слишком известна, а между тем один из героев стал легендарным режиссёром, и результаты этого преступления теперь хранятся в музеях и экспонируются на выставках. Преступление было реальное, но не ужасное, наказание – несоразмерно жёсткое. Впрочем, так часто бывает во всем мире – и у «нас», и у «них» и где-то еще. Да и кончилась история трагедией. Вот.
Два парня, Джо Ортон и Кеннет Холливелл были читателями Ислингтонской библиотеки. И еще они были геями – парой.
Однажды им пришла в голову идея – посмотреть, как много народу сообразит, что-то не так с оформлением книг.
В 1959 г они тайком, по-партизански, стали менять рисунки на обложках. Они заклеивали их коллажами. В течение трех лет пара крала книги, выдирая сотни иллюстраций и используя их для создания альтернативных обложек других книг (которые затем тихо возвращались на полки библиотеки. Остальные выдранные листы они вставляли в большой и непрерывный коллаж, охватывающий стены их однокомнатной квартиры.
Спальня Джо Ортона.
Вот изображения двух хорошо одетых кошек смотрят с крышки детектива Кристи; вот мультяшные олени; изображения бабочек и маленького Шалтай-Болтая, украшающие путеводитель по достижениям давно забытой театральной семьи.
Сборник стихов Джона Бейтджемана был возвращен в библиотеку с новой обложкой с фотографией почти обнаженного мужчины с тяжелыми татуировками.
В романе «Настоящая беллетристика» о расщепленной личности несчастная героиня оказалась злодейкой немого кино, дивой и кошкой; а любой, кто просматривал «Руководство Коллинза по розам», обнаруживал обезьянье лицо, выглядывающее из цветочной головки. Этот последний коллаж вызвал переполох и заголовок в «Дейли мейл: горилла в розах».
И за ними пришли. Пара оказалась на скамье подсудимых.
Их признали виновными по пяти пунктам обвинения в краже и злонамеренном повреждении, доказаны повреждения более 70 книг.
Приговорены к тюремному заключению на шесть месяцев (освобождены в сентябре 1962 года) и оштрафованы на 262 фунта стерлингов. Об этом инциденте сообщили в Daily Mirror, еще раз упомянув «Гориллу в розах».
Ортон и Холливелл считали, что наказание было чрезмерно суровым, «потому что мы были геями». Тем не менее, тюрьма стала важным формирующим опытом для Ортона; изоляция от Холливелла позволила ему творчески освободиться от него; и он ясно увидел то, что считал коррупцией, примитивностью и двойными стандартами якобы либеральной страны.
Освободившись от влияния Холливелла, Ортон увлекся режиссурой.
Холливэлл продолжил свой творческий путь с дальнейшим коллажем - но не нашел большой аудитории для своих работ.
А с Ортоном все произошло иначе – он пришел к быстрому театральному успеху – стал одним из популярных драматургов Лондона шестидесятых годов. Работал в жанре черной комедии и вызывающего сарказма.
Карьера Ортона — это хаос непокорности, преступности, бравады, проблемного сексуального туризма и искрометного остроумия, он был дерзким и бессовестным в тот момент, когда это было чертовски сложно и почти невозможно. За эту дерзость, за черный юмор публика его полюбила.
Их смерть пятью годами позже, в 1967 году, стала сенсационным концом того, что во многом было частной, закрытой совместной жизнью.
Кеннет Холливелл избил 34-летнего Ортона до смерти в их доме в Ислингтоне, Лондон, девятью ударами молотком по голове, а затем покончил с собой. Трагедия произошла на почве ревности, выражаясь протокольным языком.
|
</> |