Два мира - два Шапиро, или Мир Гегеля-Шредингера.

Один - запредельный индивидуалист, кредо которого лучше всего иллюстрируется словами из старого кинофильма "Последний дюйм": Какое мне дело до всех до вас? А вам до меня?" - Что он понимает под истинной "свободой": "Отвалите от меня! - Я делаю то, что хочу и мне по фигу, что делаете вы". А всё остальное - это тоталитаризм. И это понимание распространяется даже на собственных детей: с какого-то возраста это их жизнь, их дела и это их право решать решать, что им делать и как. Хотят быть профессорами - ради бога. Хотят быть наркодилерами - туда же. Гомосексуализм? - Это их выбор, их проблемы, пусть е... как хотят. И т.д.
Другой Шапиро - печалится о судьбах мира: интересы и действия человека должны быть направлены на общее благо. Нужно воспитание социально ответственных людей, а значит надо ограничивать хотелки которые создают угрозу обществу. Так, например, карантин и прививки в случае эпидемий обязательны для всех вне зависимости от персональных желаний, так как непривитые, разнося заразу, позволяют эпидемии развиваться и вызывают избыточную смертность, которую нельзя допускать. Или глобальное потепление. Эволюционное преимущество разума в том, что это опережающее отражение реальности - то есть способность увидеть в сегодняшнем дне будущие проблемы, что позволяет их своевременно разрешить. Добросовестный профессионал понимает, что современно стремительное потепление связано с техногенными причинами. Тех, кто этого не понимает надо, по мере возможности, образовывать, а если образование невозможно, скажем в силу недостатка интеллекта, то исключать их влияние на принятие решений, и т.д...
Разговоры были достаточно долгими и обстоятельными. Я привел своего рода "выжимки", которые, на мой взгляд прекрасно иллюстрируют одно из главных противоречий Мира: противоречия между личностью и обществом.С одной стороны, его можно рассматривать в духе диалектического противоречия "хищник-жертва", где в роли хищника мое выступать личность, "пожирающая общество", или наоборот, в роди хищника , "пожирающего личность", выступает общество. А месте эта пара противоположных взглядов образует смешанное состояние Мира Шредингера, так что ответ на вопрос, в каком конкретно состоянии находится пара "личность-общество" невозможно установить пока кто-то не взглянет на ситуацию. И разных, на первый взгляд, идентичных ситуациях ответ может оказаться разным.
У меня сложилось впечатление, что это какие-то разные расы, и вместе им не сойтись: первые будут сопротивляться абсолютно любой регламентации жизни, как посягательству на их свободу и рассматривать вторых как угнетателей, вторые будут рассматривать первых как раздолбаев и врагов человечества.
И сдается мне, что единственный "преодолеть проблему" - это расселить товарищей на две разные планеты и посмотреть, что получится. С условием для организованного мира - организаци ядолжны быть без попов.
Вот такое вот философское наблюдение
|
</> |