два мифа

Сначала о самом понятии: исторический миф — это набор представлений о прошлом, которые внутри общества воспринимаются как самоочевидные.
Разумеется, всегда есть люди, готовые и их поставить под сомнение, но для «работающего» мифа — их количество меньше критического для того чтоб «опрокинуть» ситуацию.
Примеры:
- Жители США считают свою страну бастионом свободы и демократии, существовавшим в таком виде испокон веков.
- Израильтяне — рассматривают нынешний Эрец Исраэль как продолжение страны, существовавшей две с лишним тысячи лет назад.
- И так далее, не будем углубляться.
Война, идущая сейчас — завершает формирование двух антагонистических исторических мифов.
В украинском мифе — наша страна подверглась жестокому и неспровоцированному нападению со стороны бывшей метрополии, стремящейся «догнать и наказать» бывшую свою колонию.
В российском мифическом нарративе — всё с точностью до наоборот: Украина сама виновата в том что с ней происходит, россия долгие годы сдерживалась, а Украина ее провоцировала, угрожала и эскалировала конфликт.
Причем не нужно считать что слово «миф» в данном случае подразумевает ложность. В комплекте к каждому историческому мифу прилагается набор аргументов доказывающих его абсолютную достоверность.
То что в странах, которые долго враждовали, возникают мифы-антагонисты — нет ничего удивительного. Каждая сторона старается закрепить свою правоту с помощью пропаганды, учебника истории, а затем — общественного мнения как такового.
Израильтяне и жители Палестины. Турки и армяне. Южная и Северная Кореи. Теперь, похоже, россияне и украинцы.
Я сразу отвечу на претензию, которая, уверен, возникнет в комментариях. Нет, это не «всегда так было», это именно два созданных за последние десяток лет исторических мифа. Они, разумеется, не возникли на пустом месте — но их предшественники не были так четко оформлены и столь противоположны.
Жизнь рядом со страной с противоположной картиной мира возможна — но, скорее всего, она будет напоминать корейский нейтралитет, поддерживаемый за счет глубокой милитаризации.
И можно только мечтать об отдаленном будущем когда два народа смогут что-то друг-другу сказать без необходимости вытаскивать оба мифа и начинать перебрасываться аргументами (дайбог чтоб только ими) через границу.
А возможно, стоит воспринимать происходящее — как бы чудовищно это сейчас не звучало — как окончательный развод. Точку, от которой можно идти только в разные стороны. А уже там, подальше друг от друга — взрослеть и менять своё мироощущение.
|
</> |