Два Мастера и Две Маргариты: сравним!

топ 100 блогов sapojnik29.10.2023 Ну и о деталях - просто сравним фильм Юрия Кары 1994 года и сериал Бортко 2005 (кажется) года. Что лучше? Оценим чисто объективно, без гнева и пристрастия.

1. О первом я уже написал в предыдущем посте: фильм Кары точнее следует первоисточнику, поскольку в нем много откровенной "обнаженки" - чего по понятным причинам нет и не могло быть в сериале, снятом для показа по телевидению (очевидно, что самая аутентичная "Маргарита" должна была бы быть снята для показа по кабельному ТВ на манер "Игры престолов" - вот только в этом случае там можно было б отразить замысел Булгакова по полной).

2. Как уже было сказано - у Бортко однозначное преимущество в плане саундтрека, поскольку музыка Корнелюка - на грани гениальности. Его "бал у Сатаны" фантастически хорош, не зря потом эта музыка зажила своей жизнью и стала мемом.



3. Еще б я отметил, что Владислав Галкин в роли Иванушки Бездомного (Бортко) всё-таки выигрывает у молодого Гармаша (Юрий Кара) в той же роли. И не потому, что Гармаш как-то неорганичен или хуже, а потому, что Иванушка Галкина - фантастически хорош! Это просто ЕГО роль, тут 100%-попадание. Гармаш весьма неплох, но там все ж разница - как между подлинником и копией.

4. А дальше уже идут преимущества Кары (1994). Возьмем одну из главных ролей - Воланда. Тут, по-моему, не может быть в принципе двух мнений: Гафт - прекрасный Воланд, а Басилашвили - при всем уважении - вообще не Воланд. Какой, извините, Воланд из Самохвалова? Басилашвили не хватает властности и попросту харизмы. Это просто не его роль.

5. Я, признаюсь, люблю актрису Анну Ковальчук. Она милая, далеко не бездарная, красивая, и в сериале Тайны следствия, где она - работник прокуратуры, Ковальчук играет вполне достойно. В принципе, могла бы считаться и вполне неплохой Маргаритой... Но не на фоне совершенно блистательной Вертинской! Тут, опять-таки - даже не о чем спорить. Читал массу комментов, в которых кумушки "не оставляли от Вертинской мокрого места": она, дескать, "утратила талант", "сыграла безобразно", "играет кокотку", "работницу борделя" и т.п. То ли дело Ковальчук, которая, как и всегда, играет образцовую работницу прокуратуры!
Вертинская, однако - Маргарита, поскольку Маргарита такая и есть: она и легкомысленная, и кокетка, и живет эмоциями, и вообще женщина до мозга костей - что 50-летняя (!) актриса и показала с невероятным мастерством. Ковальчук - милая, уютная и правильная, но про Вертинскую зато можно сказать: "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!"

6. Про Понтия Пилата у нас уже вышел спор в комментах. Да, его играют два блистательных артиста, два титана советского кино - Михаил Ульянов и Кирилл Лавров. Так сказать, "маршал Жуков" и "академик Курчатов". Они практически были ровесники (и умерли в один год), однако в момент съемок конкретно в "МиМ" Ульянов был на 10 лет моложе - и это, извините, чувствуется. Лавров у Бортко уже был смертельно болен, поэтому его Пилат - тоже умирающий (что разворачивает историю в какую-то иную, не совсем булгаковскую сторону). Ульянов играет, может, не так тонко, играет солдафона - но, мне кажется, это точнее. Впрочем, тут я субъективен, и в принципе готов признать ничью.

7. Иешуа. Тут можно сказать, что Иешуа в сериале у Бортко вполне достойный, и даже более чем - Безруков. Над Безруковым принято ржать за его "всеядность" (вечно играет какой-то бред), но на самом деле он - блестящий артист, один из лучших в России после совка. Но - и тут Бортко не свезло: его козырного туза неожиданно побил джокер, оказавшийся в колоде у более старшего поколения. Иешуа у Кары играет Николай Бурляев, и это именно джокер всего советского кино. Как человек он, видимо, и крайне глупый, и вообще клинически сумасшедший, с невероятными закидонами, неприятный; но при этом как актер он - чистокровный гений, и всё. Один на миллион. Как начал в "Андрее Рублеве", так и продолжил. Актер термоядерной мощи. На фоне Бурляева про в общем-то прекрасного Безрукова и сказать-то в общем нечего, ну а его Иешуа - просто космос.

7. Свита Воланда. Начнем с Филиппенко, тем более, что он играл в обеих экранизациях (рекорд!), причем - разных персонажей. Зрители в отзывах пеняли Филиппенко, что он в роли Коровьева (1994) "слишком много кривляется" - но это уже какая-то полная ересь. На мой взгляд, Коровьев у Кары - вообще одна из лучших ролей в фильме, и Филиппенко играет просто блистательно, главное - он идеально подходит именно под этого персонажа! Вспомним, как говорит сам Воланд о Коровьеве: "Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, – ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, – его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!"

То есть Коровьев и ДОЛЖЕН "кривляться" именно чрезмерно, до икоты, до упора, напропалую - это его наказание, его "епитимья", если хотите. И в игре Филиппенко как раз такой надрыв и чувствуется. Как там идет уже авторская речь - "Вряд ли теперь узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом". "Никогда не улыбаться" - это тоже "чрезмерно". Вот такого человека (?) Филиппенко и сыграл. И Абдулов (игравший Коровьева в сериале) - отличный актер, но у него существенный минус - он вообще не Коровьев.

И наоборот: Филиппенко в роли Азазелло - НЕ ТО. По той же причине, по какой Абдулов - не Коровьев. Филиппенко лукав и может быть страшен, а Азазелло - прям и страшен. Поэтому в роли Азазелло почти идеален Стеклов (1994).

8. Гелла лучше у Кары - хотя бы потому, что в этой роли с примерным бесстыдством почти весь фильм щеголяет голой сам Александра Захарова, дочка худрука Ленкома; аутентичность! Кто играл Геллу у Бортко, я даже не запомнил, увы.

В общем, конечно, и фильм Кары тоже не шедевр. Он снят очевидно почти без денег, под честное слово, сюжет скомкан, спецэффекты (и это в экранизации мистического романа!) такие скромные, что прямо слезы наворачиваются на глаза. Тут, впрочем, стоит заметить, что и экранизация Бортко, хоть и сделана уже в "тучные нулевые", в плане "богатства" недалеко ушла - почти такое же убожество. И коты ни там, ни там не удались, вообще, с Котом Бегемотом во ВСЕХ экранизациях Булгакова - какой-то безнадежный провал.

Как бы то ни было, но в фильме Кары голая дразнящая Москва, блистательная Маргарита, отличный Понтий Пилат, сногсшибательно харизматичный Воланд и просто космический Иешуа. А в сериале у Бортко - только волшебная музыка Корнелюка и абсолютно булгаковский Иванушка. Счет - разгромный.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это я про дурацкий закон, который был вчера принят. Вокруг него накрутили эсхатологию, апокалиптические вопли, сравнивают с 58-й статьей за антисоветскую агитацию и вовсю упражняются в демагогии. Но не всякая глупость обязательно противоречит ...
Господа! Философский вопрос к залу) Моя подруга только что нашла в фейсбуке фотки бывшего. Разошлись они года два как, претензий она к нему особых не имеет (да и на разойтись настояла сама), разошлись более-менее нормально, но общаться не общаются, так, где-то в ленте мелькает. И все бы ...
При подготовке к любой поездке один из основных вопросов - полетим или поедем? самолет или поезд?     А правда, что лучше? Есть ли какие-то критерии выбора? Естественно я не беру крайние варианты, когда поездом ехать неделю или просто невозможноЮ или наоборот, когда до ...
Еще для детей Код для Ya.ru Код для Mail.ru тут ...
Бодрум Эстетика Кемер Турция природа ...