Два этапа создания Помпей

топ 100 блогов picturehistory30.05.2021 Речь о Помпеях, но начнем не с них.

Сначала посмотрим на засыпание Помпей, ставшее для наших современников эпохальным катастрофическим событием благодаря произведениям литературы, живописи, кинематографа, с другой стороны.

Везувий засыпал городки на склонах и забирал человеческие жизни в течение всей истории, регулярно и непрерывно, это заурядное событие для вулкана. А люди так же регулярно заселяли его склоны, потому что катастрофы случались не при каждом поколении, и еще потому, что это прекрасная земля, а вулканический пепел - замечательное удобрение для виноградников и садов. Последние катастрофические извержения были уже в эру фотографий.

При извержении 1872 года были завалены лавой и пеплом городки Масса-ди-Сомма и Сан-Себастьяно-аль-Везувио, были жертвы.

Два этапа создания Помпей

Два этапа создания Помпей

Два этапа создания Помпей

Два этапа создания Помпей

В извержение 1906 году 105 человек были погребены в церкви Сан-Джузеппе-Везувиано, лава и пепел накрыли городок Октавиан, всего жертвами стало 300 человек.

Два этапа создания Помпей

Два этапа создания Помпей

Два этапа создания Помпей

Два этапа создания Помпей

Два этапа создания Помпей

Начиная с первого надежно документированного извержения 1631 года было 52 извержения, не раз засыпались городки, были жертвы.

Два из таких городков, Помпеи и Геркуланум, наполненные технологиями, предметами, произведениями искусства, соответствующими 16 веку, и были сделаны древними памятниками в порядке создания истории и унесены в античность.

Хотя на одном из мемориальных сооружений, воздвигнутых в память жертв извержения 1631 года по сей день с того самого года латынью по белому указаны и Помпеи, и Геркуланум - Epitaffio a ricordo dell'eruzione del Vesuvio del 1631 , и никто не оспаривает подлинность этой эпитафии. Стилистические, исторические и все другие исследования бесспорно подтверждают и год, и повод, читайте хотя бы тут - L'eruzione del Vesuvio del 1631 negli Epitaffi della Regia Strada delle Calabrie .

Два этапа создания Помпей

Два этапа создания Помпей

Только ленивый не писал о засыпании Помпей и Геркуланума в 1631 году. Повторяться не буду. Вот эта прекрасная работа Непоследний день Помпей в основном охватывает все факты, подтверждающие это. Я только дополню ее деталями, недопрописанными автором, и покажу парочку наглядных свидетельств, о которых никогда не пишут ни академические, ни альтернативные историки.

Автор верно замечает, что все древние свидетельства об извержении 79 года, вошедшем в мировую историю и культуру, идут от письма древнеримского историка Плиния Младшего древнеримскому историку Тациту. В нем не упомянуты ни Помпеи, ни Геркуланум, ни год извержения, все это историки "вычислили" окольными путями. Это просто высокохудожественный рассказ о гибели престарелого дядюшки, древнеримского историка Плиния Старшего во время извержения Везувия от удушья. Беллетристический текст, типичный для художественной прозы и меньше всего соответствующий историческим, публицистическим, полемическим текстам того же Плиния. Прочтите его, он короткий.

Важно отметить, что и оба Плиния с Тацитом, и письмо Младшего появились в эпоху Возрождения. Конкретно письма Плиния Младшего в полной комплектности впервые опубликованы в 1502 году.

Учитывая, что в этот же исторический период были явлены не только Плинии и античное извержение Везувия, но и практически вся античная литература - источник фактов античной истории, этот период и следует признать временем создания античной истории. Сначала история делается в литературе, затем в натуре - единое правило на все времена, справедливое в отношении всех топовых памятников истории, от Великих пирамид до Стоунхенджа и гигантских статуй острова Пасхи. Ну а в натуре античный городок был явлен еще через два с половиной века раскапыванием реально занесенного города эпохи чугуна. Причем, открывший Помпеи в 1748 году военный инженер Роке Хоакин де Алькубьерре и не думал, что раскапывает Помпеи, а раскапывал другой город. С Помпеями связал раскопки следующий инженер-археолог Франческо Ла Вега только в 1763 году...

В части сравнения фрески из Помпей и картины Рафаэля "Три грации" автор смотрит узковато. Совпадение сюжета и стилистики - это очень далеко не всё. На это совпадение следует взглянуть шире.

Три грации. Фрески из Помпей, 1 век н.э.

Два этапа создания Помпей

Два этапа создания Помпей

Мозаика из Помпей. 1 век н.э.

Два этапа создания Помпей

Римский театра Сабрата, Ливия, 2 век н.э.

Два этапа создания Помпей

Та же Сарбата. Римская мозаика.

Два этапа создания Помпей

Римская мозаика. Археологический музей Каталонии, 3 век н.э.

Два этапа создания Помпей

Мозаика из г.Рима, 4 век н.э.

Два этапа создания Помпей

Римский барельеф 3 века н.э., Тунис.

Два этапа создания Помпей

Мозаика римских терм в Нарлыкую (Турция) времен первого западноримского императора Гонория (384-423).

Два этапа создания Помпей

Рим. 1-3 века н.э.

Два этапа создания Помпей

Римская копия императорского времени с эллинистического оригинала. Лувр, 2 век н.э.

Два этапа создания Помпей

Тот же Лувр, барельеф рядышком стоит, 2 век н.э.

Два этапа создания Помпей

Ватикан, 2 век н.э.

Два этапа создания Помпей

Метрополитен-музей, 2 век н.э.

Два этапа создания Помпей

Достаточно древностей. Обобщая: был период поздней античности, когда один сюжет в одной стилистике изображался мастерами изобразительных искусств разных жанров повсюду в Древнем Риме, на уровне от шедевров до ширпотреба. Ни до этого не было этих произведений, ни после, до самого Возрождения. Посмотрим на него.

Франческо дель Косса. Фрагмент картины "Триумф Венеры". 1469-1470.

Два этапа создания Помпей

Сандро Боттичелли. Фрагмент картины "Весна", 1482.

Два этапа создания Помпей

Портретные медали Никколо Фиорентино, 1485-1486.

Два этапа создания Помпей

Два этапа создания Помпей

Пародия Альбрехта Дюрера. Четыре ведьмы. К трем богиням добавлена Эрида, богиня раздора. 1497.

Два этапа создания Помпей

Маркантонио Раймонди. Гравюра на основе рисунка Рафаэля. 1500-34.

Два этапа создания Помпей

Рафаэль Санти. 1504.

Два этапа создания Помпей

Агостино Бусти. Деталь памятника поэту Ланчино Курцио в Милане, 1513.

Два этапа создания Помпей

Антонио Корреджо. Фреска в Сан-Паоло, Парма. 1519.

Два этапа создания Помпей

Джорджио Андреоли. Итальянская люстровая майолика, 1525.

Два этапа создания Помпей

Якопо Понтормо, 1544.

Два этапа создания Помпей

Франческо Приматиччио, 1550.

Два этапа создания Помпей

Джованни Баттиста Нальдини. 1560-1564.

Два этапа создания Помпей

Алессандро Аллори, 1570-1590.

Два этапа создания Помпей

Франческо Морандини, 1570.

Два этапа создания Помпей

Якопо Дзукки. 1575-1576.

Два этапа создания Помпей

Вентура Салимбени, конец 16 века.

Два этапа создания Помпей

Дирк де Квад ван Равестейн, около 1600.

Два этапа создания Помпей

Две картины Ван Аахена, 1604.

Два этапа создания Помпей

Два этапа создания Помпей

Ван Харлем, 1622.

Два этапа создания Помпей

Много граций написал Питер Пауль Рубенс. Три из них.
1630 год.

Два этапа создания Помпей

1635 год.

Два этапа создания Помпей

1636 год.

Два этапа создания Помпей

Леонхард Керн. Около 1650.

Два этапа создания Помпей

Николя Коломбель. 1697.

Два этапа создания Помпей

И так далее, и так далее, и так далее.
Это беглый поиск.

Что мы видим, помимо полной сюжетной, композиционной, стилистической идентичности античных (и помпейских) и средневековых произведений? Первым делом: все произведения из одного времени. Второе: что речи быть не может про то, что кто-то где-то подсмотрел и воспроизвел забытую на тысячу лет композицию, мы отдаленно не видим какой-то подсмотр, а видим широчайшую традицию. Она возникла в 15 веке, развилась, широко охватила все жанры изобразительного искусства, обосновалась и в керамике, и в мемориальном зодчестве, и в медальерном искусстве. Живописцы модные включали композицию в разные сюжетные картины, живописцы великие оттачивали мастерство и тренировали руку... Наконец, третье: большая закостенелость, заданность, каноничность античных композиций, среди которых есть и шедевры, ничем не отличающиеся от шедевров Возрождения, и есть простая халтура, всем обликом говорящая, что это ремесленный заказ.

Из всего совсем простой вывод: в Возрождение создавалось и искусство для современников, и древность.

Масштабность античных композиций говорит о том, что тогда же и началась программа создания истории; несколько скульптур сделаны большими художниками, большинство - художниками-ремесленниками под заказ. Помпеи же были живым городом, и тамошние толстосумы, по обычаю провинциальных толстосумов всех широт и времен, украшали свои виллы и общественные здания добротным высокохудожественным кичем. С тем и стали частью истории мифического Древнего Рима.

*

Еще одна мозаика, считаю, незаслуженно забыта серьезными исследователями, хоть и затаскана по сетям. Знаменитая мозаика с ананасом из дома Эфеба.

Два этапа создания Помпей

Ни один академический ученый, насколько знаю, ничего еще не сказал про фрукт, доставленный в Европу из Нового Света в эпоху Возрождения, совпавшую с эпохой великих географических открытий. Сетевые ученые придумали забавное объяснение: ананас - это шишка пинии, итальянской сосны, которая на Аппенинском полуострове всегда была.

На вопросы
- почему созревшая шишка пинии с орешками, готовыми к шелушению и употреблению, никаким местом не похожа на ананас помпейской мозаики;
- где у нее ананасовый хвостик;
- что вообще делает шишка для шелушения в вазе с фруктами;
сетевые ученые ретируются.

Шишка пинии.

Два этапа создания Помпей

*
Две детали. Давал их еще здесь почти два года назад, но никаких внятных объяснений так и не услышал.

Этот ковкий чугун в несущем элементе, арочном перекрытии, вылез под рассыпавшейся лепниной древнеримлян. Без него и без элемента здание невозможно. Вклинить его технически также нельзя и незачем, с ним можно только построить. Здание помпейских Терм, якобы 80 год до н.э.

Два этапа создания Помпей

Два этапа создания Помпей

В обсуждениях защитники древней истории утверждали, что это стяжка реставраторов, но подтвердить это чем-то более конкретным, чем утверждение, не смогли. Что стягивалось в арочном элементе? Каким образом это было сделано? Почему отсутствует даже минимальная шайбочка у якобы гайки, не говоря уж про реальные элементы реальной стягивающей оснастки? Бог весть. Пусть историки сети придумают что-то более убедительное.

*

А вот эта плита с древнеримской надписью и скобы - концы полос с крепежными концами на противоположной стороне - делалась в другую эпоху. Сплав, отштампованный либо прокатанный, явный продукт индустриальной эпохи, никак не раньше второй половины 18 века.

Скоба со всей очевидностью утоплена в плиту, то есть делалась плита из формованной смеси сразу с этими скобами. Древнеримская надпись оттиснута по сырому.

Два этапа создания Помпей

Два этапа создания Помпей

Два этапа создания Помпей

Город строился, возводились функциональные здания, в эпоху чугуна и листового цветмета; это вполне может быть и 16 веком. Уже необитаемый и откопанный город дополнялся явными древнеримскими деталями, одновременно реставрируясь для сохранения в веках, то есть делался памятником истории, на рубеже 18-19 веков. По времени это археолого-реставрационные работы 1760—1804 годов археолога-фортификатора, военного инженера Франческо ла Вега, который, как ему вменяют ученые, больше разрушил, чем откопал, и прежде всего масштабные работы под кураторством сиятельной четы Мюрата и Каролины Бонапарт 1808-1814 годов.

Почему нет? Брат тогдашней королевы Неаполя - выдающийся деятель не только истории, но и цеха создателей истории, исключительно плодотворно поработал на увековечивание Древнего Египта, особенно Великих пирамид, заложенных за два века до него; только публикация материалов Комиссии Наполеона заняла 25 лет. Почему и другим представителям семейства не заниматься этим же?

Ума и здоровья.

*

Другие материалы по созданию истории

До поры воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020014219544. ЮMoney(Яндекс-кошелек) 410013946572302.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если помните старую запись, как британцы бомбили бомбами Уоллиса "тяжелый крейсер" "Лютцов" - "Сотрясатели земли" 75 лет назад , то тут неожиданно образовалось продолжение: оказывается, одна из "Толбоев", которую кидали на "карманный линкор", не взорвалась и после многих лет ...
У Юли в Кабмине была комната,  закрытая для всех, но не для Кожемякина и ...
Кроме макета нового плацкарта, на "Транспорте России" было ещё немало всякого-разного любопытного - поскольку выставлялись все отрасли транспорта. Вот, например, авиация - показали макеты нескольких аэропортов, в т.ч. Елизово (П.-Камчатский) и Саратова. 2. Про новые образы аэрп. ...
"Три товарища" испешеходили пол-Питера!! ТЕбя смешат мои старые кеды (с) Но кеды-то новые! Тебя так волнуют авто и джакузи, а мы с Витей остались в Советском Союзе и выглядим так несовременно ...(с) ...
Европейский суд по правам человека нашел нарушения в деле о хищении продукции предприятия «Кировлес», виновными по которому признали оппозиционера Алексея Навального и Петра Офицерова. Решение опубликовано на сайте ЕСПЧ. Суд постановил, что действия Навального и Офицерова не наруша ...