­
­

Два часа ради человеколюбия

топ 100 блогов valerongrach23.12.2023

Давно это было. Над Россией катился беспощадный 1920 год. Жизнь человеческая стоила несколько граммов свинца, которые щедро раздавали друг другу все без разбора: красные – белым, зеленые – красным, махновцы – буденовцам, белые – махновцам, казаки – комиссарам, комиссары – всем, кто не понимает остроты текущего момента.

Два часа ради человеколюбия

И, казалось бы, кого мог беспокоить затертый далеко во льдах пароход, с которого доносилось до тех немногих раций и приемников, которые имелись тогда в мире:

«…Всем! Всем! Всем!

При величайшем напряжении проживём продуктами до июля, топливом – до июня. Опасаемся повторения дрейфа Брусилова. Сухопутная помощь немыслима. Настоятельно просим обратиться к Англии, Норвегии во имя человеколюбия снарядить самостоятельную экспедицию. За 85 человек команды и пассажиров капитан Рекстин, капитан Ануфриев…»

На краю земли, в Карском море дрейфовал затертый льдами «Соловей Будимирович». Мало того, что у него не получалось вырваться изо льда, так у него еще и заканчивался уголь – добраться до портов его однозначно не хватило бы. Вся надежда оставалась на то, что красные и белые, большевики, норвежцы и англичане, хоть кто-нибудь, одумаются, на какое-то время перестанут выяснять, чьи идеи самые правильные и просто отправят в Карское море спасательную экспедицию.

«Соловей Будимирович» отправился в свое странное плавание еще в то время, когда в Архангельске всем заправляли белые. Его послали за мясом, а потом в Мурманск. Понятно, что послать пароход, который не очень то способен сам прорываться через сплошной лед было так себе идеей. Но, во-первых, с продуктами в Архангельске и Мурманске было очень плохо. А во-вторых, год назад плавания в это время вполне удавались. Решили, что все получится и в этот раз. Не получилось.

На подходе к бухте, в которой планировалось загрузиться олениной, в Баренцовом море, «Соловей Будимирович» затерло льдом. Так как топлива на нем имелось в обрез, это уже не радовало. Но еще больше не обрадовало то, что корабль начал дрейфовать в сторону Карского моря, а потом и вообще в Карском море. А в Архангельске тем временем сменилась власть. Тем, кто отправил «Соловья» в рейс стало вообще не до него, так как надо было как-то и на чем-то спасаться самим. Поэтому белые на помощь не пришли, потому что спасались сами, а красные – потому что зачем спасать корабль, который послали белые, да и вообще-то не на чем было спасать. У красных в наличии имелся только ледорез «Канада», который они быстро переименовали в «III Интернационал». Вот только от переименований ходовые качества по сплошному льду не улучшаются и угля больше не становится. Угля в Архангельске не было.

Карта дрейфа
Карта дрейфа "Соловья Будимировича" и для сравнения маршрут дрейфа "Святой Анны", закончившийся совсем не хеппи-эндом

Тем временем, на самом дрейфующем «Соловье Будимировиче» тоже случилась небольшая революция. 85 человек, которые оказались на том корабле, были весьма разношерстной публикой – от пассажира-генерала до кочегаров-китайцев. И если, когда «Соловей» уходил в свой поход, субординация была относительно понятна, то теперь уже не очень. И тут следует отдать должное капитану Иоганну Рекстину (его называют в разных книгах, разные участники тех далеких приключений, то Иваном, то Джоном, то Иоганном. Но так как он был родом из Прибалтики, то пусть останется Иоганном). 

Он в общем-то смог удержать порядок на корабле, принять решение, чем накормить людей (в трюме имелся сыр и консервированное молоко, которое везли в Мурманск. Вот на сырно-молочной диете и сидели 85 человек), объяснить офицерам и всем новоявленным ревкомам, что на корабле первый после Бога – он, а не всякие там цвета спектра. И сейчас для них главная задача – выжить в дрейфе, а уже потом разбираться со счастьем человечества и своим видением будущего.

Спасательную экспедицию все-таки организовали. Удалось договориться, что англичане ради такого дела отдадут ледокол «Святогор», который они угнали во время интервенции. На него загрузится норвежская команда и отправится спасать «Соловья Будимировича».

Параллельно, так как со «Святогором» почти до самого последнего момента оставалось непонятно, удастся ли организовать на нем экспедицию или нет, в Архангельске снарядили «III Интернационал»-«Канаду», в надежде, что она сможет прорваться к затертому кораблю. Причем для того, чтобы снарядить этот ледорез в поход, в Архангельске реально выгребли почти ВЕСЬ имевшийся в наличии в городе уголь.

Отто Свердруп с семьей
Отто Свердруп с семьей

И вот «Святогор» под командованием опытнейшего норвежца Отто Свердрупа, который, на секундочку был капитаном «Фрама» у Нансена, а потом возглавлял отдельную экспедицию, пробивается сквозь льды в Карском море, как вдруг обнаруживается, что у него на хвосте сидит «III Интернационал», которому плыть проще, так как он идет по уже расчищенной «Святогором» воде. А зачем он так торопится? А что на «III Интернационале» делают пушки?

В общем-то, мы не знаем и, к счастью, никогда не узнаем, как бы сложилась судьба офицеров, поставивших в Гражданской войне на Северное правительство и оказавшихся на «Соловье Будимировиче», если бы "III Интернационал" пришёл первым. Например, что бы тогда ждало генерала Звегинцева? Не расправились бы с ним и остальными офицерами красные прямо в море?! Или в Архангельске, куда, конечно же, собирались отвести «Соловья» те, кто шел его спасать на «III Интернационале»?! Ведь, если уж честно, причины сильно не любить офицеров Северного правительства у красных имелись. Один Мудьюг чего стоил. Но к «Соловью Будимировичу» первым пробился «Святогор». Гонка ледоколов в Карском море завершилась его победой, хоть разрыв во времени и составил всего два часа.

Тот самый
Тот самый "Соловей Будимирович", в дальнейшем ледокольный пароход "Малыгин"

Когда "Святогор" подошёл к "Соловью" над Карским морем грянуло громовое «Ура».

«Соловей Будимирович» и его команда были спасены чуть более чем полностью. В плавание отправились 84 человека. Спасли 85, потому что жена капитана Рекстина во время дрейфа родила ребенка.

✅Белые за два часа, которые подарила им судьба, успели пересесть на «Святогор». Никого не расстреляли и не арестовали. Более того, три человека из команды «III Интернационала» тоже перебежали на «Святогор», так как решили, что им не по пути с красными. Лучше – в Норвегию. Когда комиссар Беломорской флотилии попытался обыскать «Святогор», чтобы найти тех, кто оставил команду, Свердруп вежливо ему намекнул, что он, конечно, может попробовать, но закоулки на «Святогоре» темные, а команда, может быть недовольна обыском. И вообще, Арктика не разбирает, какого ты цвета – белого или красного. Она смотрит на то, настоящий ты человек или нет.

✅Так что, те, кто захотел, ушли на «Святогоре» в Норвегию.

✅Те, кто захотели остаться на «Соловье Будимировиче», пошли в Архангельск вместе с «III Интернационалом». На капитанском мостике "Соловья" остался стоять капитан Рекстин.

✅Капитан Рекстин и Свердруп на следующий год опять встретились и занялись общей работой. Они занимались Карскими рейсами – еще одной интересной историей Русского севера. Потому что там тоже нашлось место и красным, и белым. Достаточно вспомнить, что Советское правительство наняло для их организации Вилькицкого – который вообще-то эмигрировал, потому что воевал за белых. Но Карские рейсы в 1924 и 1925 годах вполне успешно провел за Советы.

✅Ледокол «Святогор» недолго пробыл в Норвегии. Советское правительство выкупило его и он вернулся в СССР. Вы даже можете увидеть его, если приедете в славный город Петербург. В самом конце или наоборот, в самом начале Васильевского острова (смотря с какой стороны посмотреть), на вечной стоянке стоит славный ледокол «Красин», совершивший много славных походов на своем веку. Это собственно и есть переименованный «Святогор».

✅Отто Свердрупа помнят в Норвегии почти наравне с Нансеном и Амундсеном. Есть за что - он на самом деле великий полярный исследователь. Правда, о том, что он закончил жизнь весь в долгах как в шелках, сейчас благодарные потомки стараются не упоминать.

✅Судьба Иоганна Рекстина, к сожалению, просматривается не так хорошо.

✅А «Соловей Будимирович» стал ледокольным пароходом «Малыгин». Он попадал еще во много арктических переплетов и интересных историй. Так же как и «III Интернационал», который больше помнят под тем именем, которое ему дали через несколько лет - ледорез «Фёдор Литке».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Впечатлилась откровениями няни, которые на днях ADME опубликовал. У автора был также опыт работы в элитном садике. Цитата, которая сорвала мне крышу, под катом. "Детство" 2008, из серии "Сцены из сельской ...
В связи с покупкой знакомым дизельного автомобиля я задумался над теоретическими выкладками экономии. Для класса C разницы цены бензин - дизель 60-80 тысяч (ФФ3), для кроссовер до полутора млн может достигать 160 тысяч (КИА Спортидж, прости господи ). ...
Наследная принцесса Катарина-Амалия в последний день государственного визита короля Испании Фелипе и королевы Летисии в Нидерланды. ...
Расследуя серию автоугонов, бригада подполковника Корнилова выходит на посредника, занимавшегося продажей украденных автомобилей, но слишком поздно - подозреваемый найден убитым. Становится ясно, что следователи имеют дело с жестоким и опытным преступником. 1981 год, Ленфильм. ...
Я тут смотрю, вы соскучились по моим постам, раз вдруг взъерепенились? Так тут давно уже как на помойке. Не в моих правилах находиться в отхожих местах... Но можно же попробовать сделать его чуть чище. У Андрея Кончаловского есть хорошее выражение по поводу того, что личность всегда ...