Два апостола как два полюса и два центра притяжения христианства

топ 100 блогов pretre_philippe11.07.2021 Два очень разных и непохожих друг на друга апостола - Пётр и Павел.
Первый - рыбак, человек не книжный. Второй - воспитанник школы фарисеев, книжник, вдохновитель последующего систематического богословия. Первый верует просто, без богословских глубин, хотя его исповедание "Ты Христос, Сын Бога живого" фактически стало первым кратким "Символом веры" или тем "камнем", на котором воздвигалось всё последующее богословие, в том числе того же апостола Павла. Первый - бесспорный лидер среди двенадцати, но второй - лидер не меньший, уже в масштабах многих общин, основанных по разным уголкам Средиземноморья. Могли ли быть между двумя лидерами примерно равного уровня - Петром и Павлом - временные охлаждения отношений или даже разрывы? Наверняка, о чем свидетельствует сам Павел (см. Галатам 2: 11-14). Во всяком случае, общения между ними регулярного не было, а поводы для недопониманий были.

Павел не знал Христа во плоти, а Петр и другие избранные ученики знали и годы проводили с Ним неотступно. Павел был гонителем христиан, и свежая память об этом ещё не успела притупиться. И тут такие претензии на апостольство, такая подчеркнутая независимость?... Кроме того, ситуация осложнялась ещё нешуточной полемикой по поводу того, как принимать новообращённых язычников в только что созданную Церковь. Один из догматов, можно сказать, того времени, - что каждый, вступающий в завет с Господом, непременно должен быть подвергнут обрезанию. Это четко и неоднократно прописано в Танахе, который позднее христиане стали называть Ветхим Заветом! И Павел ниспровергает этот основной догмат веры в глазах блюстителей традиции... Притом, что отдельного писания Нового Завета тогда ещё не было и в помине. А первые христиане не помышляли порывать ни с синагогой, ни с храмом, тогда ещё пребывавшим. Пётр, понятное дело, не имел такой решимости выступить против традиций. Хотя и ему было откровение: "Что Бог очистил, то ты не почитай нечистым". Но посланцы от Иакова оказывались напористей и категоричней, и на их стороне были неотразимые по форме доводы Писания. Петр вынужден был идти на компромиссы и быть "иудеем для иудеев" ради того, чтобы не соблазнить их. Мог ли Павел не до конца понять Петра, когда публично ему возразил? Вполне возможно, но стоит признать и правоту Павла в том, что единое Тело Христа недопустимо разделять на "фракции", на более полноценных членов и менее полноценных по принципу обрезания и других правил Торы.

С точки зрения вечности все временные разногласия упраздняются. Петр и Павел, при жизни действовавшие скорее параллельно и независимо друг от друга, не всегда с доверием друг другу и уж тем более встречавшиеся считанные разы, на иконе изображаются вместе, в единстве. Да, в Царстве Бога все разделения, какие бы они ни казались важными с точки зрения временных обстоятельств, уничтожаются. Но мы живем во времени, поэтому, по слову ап. Павла, "да надлежит быть и разномыслиям (буквально - ересям)..., чтобы выделились искусные" (1 Кор. 11, 19). Плохо не тогда, когда есть эти "ереси", а тогда, когда они абсолютизируются и борцами против них, и их сторонниками. А именно так чаще всего случалось, когда христиане размножились по миру и образовали два или несколько полюсов притяжения: Рим, Александрия, Константинополь, затмившие самые первые центры - Иерусалим и Антиохию...

Фактически между этими полюсами началось то самое соперничество, которое наблюдалось уже среди первых учеников Христа. Чья кафедра древнее и "апостоличнее". Чьё апостольское преемство достовернее. Камень ли веры Пётр сам по себе или в связи с его исповеданием. Имеет ли он только "ключи Царства" или же они принадлежат и другим апостолам. В подобных спорах, которым не было конца, ни одна сторона не могла убедить другую. Поскольку сами эти споры исходили из неверной установки, если эта установка была в самой претензии на первенство! Ведь Иисус говорил же: "кто хочет среди вас быть большим, будь всем слугой", и вообще, "последние станут первыми, и первые последними". Если Пётр, допустим, принял мученическую кончину в Риме, то отсюда вовсе не следует, что он был епископом Рима, то есть, первым главой христианской общины "вечного города" - до того он проповедовал и в Иерусалиме, и в Антиохии. Так же, как не был этой главой и Павел. Апостольское служение охватывало много разных церквей по местам, оно было подвижное, странническое по сути, тогда как епископы-пресвитеры были, наоборот, оседлые и привязанные к конкретной общине. И если Петру были даны особые полномочия в связи с его личной харизмой от Христа, откуда вдруг следует, что любому другому римскому епископу непременно даны те же самые полномочия?...

Все споры о первенстве в Церкви были следствием обмирщения христианской веры, в особенности при усилении клерикализма. Именно тогда естественные и по-своему неизбежные, в общем, полюса притяжения мирового христианства превратились скорее в полюса вековой вражды! Кстати, таких полюса было, конечно, отнюдь не два, в духовном смысле, а как минимум три. Кроме Петра и Павла, был еще "ученик, которого любил Иисус" - апостол Иоанн Богослов. А с ним и целый солидный Малоазийский регион. Совсем не случайно, что западное христианство многие связывали с апостолом Петром и его эмоционально-чувственным характером веры, как и восточное христианство - с Иоанном Богословом и его созерцательным богословием. Христианскую духовность невозможно представить себе без Иоанновых посланий и Евангелия, но её также невозможно помыслить без роли Петра! А Павел принадлежит и Востоку, и Западу в равной мере. Можно даже утверждать, что он эти полюса уравновешивает. И вообще, Церкви нужны разные служители, - и простецы, и интеллектуалы, и рыбаки, и книжники, и простые бабульки, и философы, и деятели типа Марфы, и слушатели-созерцатели, как её сестра Мария. Только бы каждый занимался своим делом и не противопоставлял себя и своё служение всем остальным! "Не может глаз сказать руке: "ты мне не надобна"; или также голова ногам: "вы мне не нужны" (1 Кор. 12, 21). Но на практике - сколько бывало печальных противоположных примеров!..

Когда-нибудь все споры о Филиокве, о первенстве, о церковном устройстве, как минимум через какое-то число поколений в самом деле покажутся сущим пустяком. И это неизбежно: с точки зрения любви и вечности "и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1 Кор. 13, 8).

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Приспосабливаясь к реалиям политической жизни на Ближнем Востоке, христиане вступали в торговые и даже военные союзы с различными мусульманскими государствами, которые больше беспокоились друг о друге, чем о маленьком христианском государстве, особенно после того, как мусульмане вернули ...
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. ...
27.03.2014, 17:10 Янукович выступит в Ростове-на-Дону 28 марта (none) http://www.gazeta.ru/politics/news/2014/03/27/n_6042489.shtml В сообщение Царева верится с трудом. Хунта, ...
Сейчас скайпил приятель. Ходит дома с задранными руками и с трудом в кнопки клавиатуры попадает. Работа у него сугубо физическая. Жена докапала на мозг, что, оказывается, очень современно и гигиенично брить волосы в интимных местах и под мышками. ...
Шалом извините, что не за китайские электрички угадали автомобиль быстро Pontiac Grand Prix Двигатель 3.4 бензиновый (210 л.с.) Механическая коробка передач Передний привод Машина 1989 года выпуска ...