Душевная близость: не купишь, не украдешь, не выпросишь
impressionante — 01.02.2018 Я психотерапевт. Через мои руки, голову и душу проходят представители почти всех слоев населения. Пожалуй, не бывает только бомжей и олигархов.Группы, которые я веду, – срез общества и его проблем. Курс у нас длительный, группы маленькие, это позволяет работать «близко» и залезать «глубоко». А наши упражнения, как рентгеновская установка, высвечивают все «нутро»: в каком режиме работает мышление, богаты или бедны эмоции, а также наличие (или отсутствие) способностей к сопереживанию, творчеству, любви…
На границе нового тысячелетия (то есть лет двадцать назад) я начала бить тревогу. Взрослые люди с высшим образованием перестали справляться с заданиями на абстрактное мышление. Результаты творческих заданий обескураживали примитивными решениями. Но самое страшное, что у большинства занимающихся не обнаруживалось никаких личностных особенностей. Потому что не обнаруживалось самой Личности. На месте Личности зияла Социальная Функция. Она состояла из обрывков знаний, обломков культуры, иллюзий и штампов.
Начало – в статьях «Молодежь без стремлений – обесточенные…» и «Муть-тоска свинцом мне очи залила…»
Речь идет о самом распространенном сегодня душевном расстройстве, которое называется психопатологический диатез. Количество людей с этим расстройством сегодня в мире составляет от 40 до 60 процентов.
Очевидно, следует уточнить, что такое душа. Есть такое выражение: «умный, но бездушный». А кого мы называем душевным человеком? Того, кто способен искренно со-переживать, со-чувствовать, со-страдать. Следовательно, душа – это эмоции.
Откуда берется психопатологический диатез? Грубо говоря, как и при большинстве душевных заболеваний, меняется биохимия мозга. Все ли подвержены? Не все. Должна быть наследственная предрасположенность. Почему об этом только сейчас заговорили? Потому что оно «расцветает» в наше время со страшной силой.
Я постаралась ответить на все вопросы, но получилось очень много текста, поэтому я разбила его на три поста.
И вот ведь напасть – в век высоких технологий куда-то подевался здравый смысл. Потому что дезадаптированных детей становится все больше во всех слоях населения. (Об этом моя давняя статья «Маугли из хорошей семьи»).
Поскольку фигурирует слово «наследственность», понятно, что родители тоже «подмоченные». А это значит, внутренне холодноватые и отстраненные.
В большинстве диатезных семей отношение к детям можно условно разделить на несколько категорий.
1. Как к бытовой технике, которая должна выполнять функции, ей предназначенные. Что творится в душе ребенка, в такой семье никого не интересует. Не будешь же спрашивать у стиральной машины, какой порошок она предпочитает.
2. Как к породистой собаке, которая обязана оправдать породу и занять на выставке хорошее место.
3. Как к игрушке, с которой в охотку можно поиграть, иногда похвастаться, а потом убрать в шкаф до следующего раза.
4. Как к необходимому для семейной жизни аксессуару. Что-то вроде сумочки, шляпки или украшений. (Возможно, поэтому большинство советов по воспитанию детей – в книгах или в СМИ – напоминают рекомендации по уходу за бижутерией).
Список можно продолжить...
Родители могут быть вполне приличными, не пить и не драться. Они могут честно заботиться о ребенке, то есть кормить, одевать, следить за учебой, здоровьем и поведением. Но для адаптации в человеческом обществе на планете Земля этого мало.
Ребенку не хватает живых и теплых чувств и слов, разговоров по душам о том, что по-настоящему волнует и тревожит.
Подрастая, дети пытаются делиться с родителями своими переживаниями, но им быстро показывают распространенную игру под названием: «не говори ничего, что может расстроить родственников». И они на всю жизнь усваивают, что говорить то, что чувствуешь, не надо, о чем думаешь – тем более.
В таких семьях все живут будто в скафандрах. Там могут особо не скандалить и не ссориться, просто каждый двигается по своей орбите, и орбиты эти почти не пересекаются.
«… Аня оглянулась вокруг и увидела обыденность этого одиночества. Потому что все окружающие ее семьи жили по тому же принципу: родителей интересовали только оценки и поведение, и они категорически не хотели знать, чем живут и отчего умирают их дети.
Аня умирала от голода любви и замерзала от одиночества…»
(«Секретики. Записки психотерапевта»)
Наблюдая за нашими реакциями, ребенок делает соответствующие выводы. Один – что «мир опасен», а «люди – враги». Другой – что «мир полон загадок» и «ах, как все это интересно!»
Да и про самого себя ребенок подсознательно понимает, что он – кукла. Или предмет мебели. Или социальная функция. Или козырная карта. Или мелкая разменная монета. Или человек. С этим отношением к миру, к людям и к себе он и пойдет в жизнь.
Как психопатологический диатез передается по наследству в рассказе Хороший ребенок – послушный ребенок!
Сегодняшний Интернет переполнен советами и рецептами по воспитанию детей. Только вот авторы нигде ни словом не упоминают, что высокое качество взаимоотношений с миром можно показать только на своем примере. Право же, бессмысленны самые шикарные школы, кружки, занятия, если в семье не очаровали Жизнью.
А в диатезных семьях и с очарованием, и с творчеством большая «напряженка». Там детей мастерят по лекалу. Иллюстрацией может послужить отрывок из книги «Секретики», который читать людям со слабыми нервами не рекомендуется.
Это большая беда, потому что без душевной близости отношения человеческими не бывают. И единственной возможной формой взаимодействия между людьми становятся манипуляции.
«… В семьях шли партизанские войны. Это значило терпеть до поры до времени, а потом выскочить из-за угла и ударить в спину. В эти вялые многолетние сражения были втянуты все домочадцы.
О личных переживаниях, о том, что по-настоящему волнует и тревожит, говорить было не принято. Чтобы якобы не беспокоить родных и близких. На самом деле, сказать об истинных мыслях и чувствах значило обнаружить перед противником свое слабое место. И уж будьте спокойны, противник, выбрав подходящий момент, не преминул бы воспользоваться этой брешью. Ни один враг не смог бы нанести столь изощренно болезненный удар, как близкие. Они знали, куда бить.
О радостях говорить было еще опаснее. Радость могли запросто погасить, затоптать, заплевать. Не в открытую, исподволь. В семье все было исподволь. Поэтому главное партизанское правило требовало всеми силами избегать откровенности…»
(«Секретики. Записки психотерапевта»)
Полностью отрывок можно прочитать здесь.
А если нет представления, что такое душевная близость, тем более, нет в опыте – это приговор?
Не всегда.
Природа дала человеку чудесный бонус – умение накапливать не только свой, но и чужой опыт. Это значит, что человек может оглянуться вокруг и посмотреть, какая бывает атмосфера в других семьях, как люди строят между собой отношения, у кого это получается, а у кого нет. Он может отыскать (в ближнем или дальнем кругу) пример отношений, построенных именно на душевной близости, и взять его на вооружение…
Мало того, когда человек подрастает, он получает в подспорье мировую культуру: живопись, музыку, литературу, театр – источник познания людских желаний, страстей и характеров.
Культура дает возможность расширить горизонты и свои представления – как еще бывает, как может быть. И если человек способен воспринимать произведения искусства не отстраненно, а близко к сердцу, то у него есть реальная возможность стать глубже, тоньше, лучше понимать людей и себя...
Вот он, Шанс, данный нам природой: человек – единственное существо на планете Земля, который имеет возможность менять себя и свою жизнь! И это вне зависимости от того, что в семье дали, а что не дали.
Многие ли сегодня пользуются этим Шансом?
Улетала дева красна из гнезда
Ей волшебное монисто мать дала:
«Ты носи то ожерелье, не сними,
А коль снимешь – неминучей жди беды».
Да хочу ль я в поле вольное пойти –
Камнем ляжет то монисто на груди,
Тяжелеет, шагу сделать не дает:
От ушибов белы ножки бережет.
Загорелося сердечко от любви –
От монет мороз по коже пробежит,
Охлаждают буйну голову и кровь:
Не к добру такая жаркая любовь.
Но как руку тянет сбросить серебро –
Жаром плавит нестерпимым, как клеймо:
«Нет, не можешь ты монисто разорвать!
Аль не любишь ты родных отца и мать?!»
Душно, люди, с ожерельем этим жить!
Страшно снять: ведь нечем сердце будет крыть.
Я сниму, вдохну тот воздух из полей…
Да надену вновь. Спокойней так. Верней.
Е.Н.
Что остается на долю человека, который так и не воспользовался шансом поумнеть, развиться, измениться? Об этом через несколько дней.
|
</> |