Душа — не то, что вы думаете

топ 100 блогов k-frumkin — 15.08.2024

Что интересное можно узнать из книги кардинала Джанфранко Равази «Краткая история души». То самое распространенное, можно сказать бытовое представление о христианской концепции – понимание души как отличной от тела нематериальной субстанции, легко от тела отделяющейся и прекрасно себя без тела чувствующей, является, по мнению Равази, греческим, языческим, прежде всего платоновским наследием, к которому в католическом богословии относятся с подозрением и с которым ведется едва ли не борьба – тем более, что то слово в библейском лексиконе, которое традиционно переводится как «душа» (евр. «нефеш») означает собственно человека как живую личность, как «психофизическое единство».

Проблема в том, что это борьба не может вестись напрямую, «греческое» учение о душе не может быть отторгнут целиком и объявлено ересью, и в католическом (а судя по замечаниям Равази и в протестантском) богословии его пытаются «замылить» с помощью различных риторических фигур, доказывая неотделимость души от тела, их тесную связь - что важно для концепции воскресения мертвых. Важным актом борьбы с платонизмом было принятие в рамках томизма аристотелевской концепции души как формы («энтелехии» — «целенаправленности») тела, однако Фома Аквинский (о чем, кстати, Равази не пишет) все-таки оговаривался, что душа есть такая форма, которая может отделяться от содержания; в то же время Фома говорил, что, отделившись, душа сохраняет виртуальную связь с телом – так кажется впервые появилось понятие «виртуальный».

На уровне нарративов «греческая» и «холистическая» концепция души противостоят друг друга как истории о попадании душив ад или рай сразу после смерти – и телесного воскресения при Страшном суде. Современные католические богословы в целом пытаются обойти эту трудность, изобретая различные формулировки для объяснения того, что судьба души после смерти – это и есть в каком-то смысле движение в сторону воскресения. На бытовое же представление о длительном существовании души после смерти ватиканские богословы как бы «косятся». Если я не ошибаюсь, в православии эта проблема довольно легко решается через концепцию «частного суда», предшествующего Страшному.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С одной стороны, все эти юные компьютерщики, грезящие социализмом, любят порассуждать о сетевом обществе будущего. С другой, веруют в плановое хозяйство! Как в их головах это сочетается? Ведь Госплан, расписывающий всё до гвоздя, есть пример предельной централизации. А централизм есть ...
Санкционный арсенал США на пределе – это видно невооруженным взглядом. Из последнего: запрет на импорт алкоголя, бриллиантов и морепродуктов из России, запрет на экспорт в РФ предметов роскоши и поставок долларовых банкнот. Осталось запретить выступать хоккеисту Овечкину, теннисисту ...
У меня тут спор зашел на работе, куда лучше ездить отдыхать, в какие страны? Тема для меня в принципе актуальная, т.к. осенью у меня заканчивается табу на выезд из страны. Кто за Турцию, Египет, кто за Тайланд, кто за Европу.... Я, сам лично, с радостью ...
Euronews: Эстонцам нет равных в пьянстве и алкоголизме Эстонцы лидируют среди жителей развитых стран по употреблению спиртных напитков. Они выпивают в среднем по 12,3 литра чистого алкоголя, что эквивалентно более 120 бутылкам вина на человека в год. За ними идут австрийцы ...
Спасибо, спасибо, спасибо! Столько поздравлений и подарков в жизни не получал, даже три  ордена дали из союзных бывших республик! Предлагали федеральные каналы посвятить моей персоне передачу. Спасибо, отказался-  как-то  и неловко Сидеть ...., а тебе поют ...