Душа — не то, что вы думаете
k-frumkin — 15.08.2024Что интересное можно узнать из книги кардинала Джанфранко Равази «Краткая история души». То самое распространенное, можно сказать бытовое представление о христианской концепции – понимание души как отличной от тела нематериальной субстанции, легко от тела отделяющейся и прекрасно себя без тела чувствующей, является, по мнению Равази, греческим, языческим, прежде всего платоновским наследием, к которому в католическом богословии относятся с подозрением и с которым ведется едва ли не борьба – тем более, что то слово в библейском лексиконе, которое традиционно переводится как «душа» (евр. «нефеш») означает собственно человека как живую личность, как «психофизическое единство».
Проблема в том, что это борьба не может вестись напрямую, «греческое» учение о душе не может быть отторгнут целиком и объявлено ересью, и в католическом (а судя по замечаниям Равази и в протестантском) богословии его пытаются «замылить» с помощью различных риторических фигур, доказывая неотделимость души от тела, их тесную связь - что важно для концепции воскресения мертвых. Важным актом борьбы с платонизмом было принятие в рамках томизма аристотелевской концепции души как формы («энтелехии» — «целенаправленности») тела, однако Фома Аквинский (о чем, кстати, Равази не пишет) все-таки оговаривался, что душа есть такая форма, которая может отделяться от содержания; в то же время Фома говорил, что, отделившись, душа сохраняет виртуальную связь с телом – так кажется впервые появилось понятие «виртуальный».
На уровне нарративов «греческая» и «холистическая» концепция души противостоят друг друга как истории о попадании душив ад или рай сразу после смерти – и телесного воскресения при Страшном суде. Современные католические богословы в целом пытаются обойти эту трудность, изобретая различные формулировки для объяснения того, что судьба души после смерти – это и есть в каком-то смысле движение в сторону воскресения. На бытовое же представление о длительном существовании души после смерти ватиканские богословы как бы «косятся». Если я не ошибаюсь, в православии эта проблема довольно легко решается через концепцию «частного суда», предшествующего Страшному.
|
</> |