Духовный закат вручную; 1993 год: настоящие люди

топ 100 блогов sergiusvg22.01.2022

Самым интересным преподавателем семестра была Ирина Константиновна Корякова, вернувшаяся со стажировки в США. Ожидалось, что она будет рассказывать о том, как там в Америке. Но оказалось, что она увлечена масонским заговором и в лекциях комментировала эту навязчивую идею. Я уже встречался с масонобесием во время обучения на подготовительном отделении, поэтому не придал взглядам преподавательницы особого значения. Ирина Константиновна очаровала московской манерой речи с элементами легкой вульгарности при общении с преподавателями-мужчинами. Студентом Святкин пытался ерничать на ее лекциях, как на занятиях «дедов», но она его жестко обломала:
- Святкин – вы просто хам!
Мы сидели с одноклассником Сергеем Колмаковым за первым столом у окна. В перерыве он мне шепнул:
- Вижу, что она тебе очень понравилась.
- Не то слово! Как такая красивая и умная женщина может уживаться на нашем факультете среди колхозников!?
- Я еще с восьмого класса заметил, что тебя цепляют все стервы, встречающиеся на пути.
В ДК университета на заседание религиозно-философского клуба пришла группа юношей и девушек, на вид – первокурсников. Сначала они слушали, а потом одна девушка встала и всех заболтала. Она представляла организацию под названием «Братство кандидатов в настоящие люди». В своей речи цитировала Иисуса Христа, Сократа, Зигмунда Фрейда, Достоевского и Сартра. Наконец, время заседания вышло, ведущий предложил ей закруглиться. Она остановилась. Когда мы вышли на улицу, то девушка продолжала говорить без умолку о том, что их учение о счастье, впервые сформулированное Пифагором, включает в себя христианство и все другие мировые религии. Суть сводится к тому, что настоящие люди – это те, кто разделяет учение братства, а остальные люди – еще не настоящие и не достойные счастья. Мы долго стояли на перекрестке проспекта Ленина и улицы Богдана Хмельницкого у подъезда статуправления, а девушка все не унималась. Позади нее стояла группа поддакивающих сторонников. Наконец, показался 5-й троллейбус, и я оторвался от назойливой пропагандистки.
В троллейбусе меня била дрожь. С трудом приходил в себя, пытаясь выковырять из ушей словесный понос. Мне показалось, что где-то слышал подобное и вспомнил занятие отца Андрея по Ветхому Завету в московской школе.
Он возбужденно комментировал соревнование пророка Илии со жрецами Ваала из 3-й Книги Царств. Оно закончило тем, что Илия велел евреям схватить жрецов и собственноручно их зарезал у потока Киссон.
На это одна слушательница спросила:
- А как же заповедь «Не убий»?
- Илья заклал жрецов по воли Божьей, - уверенно заявил отец Андрей. – Они проповедовали ложное учение. Если Илья их не зарезал, тогда бы под каждым кустом лежал бы зарезанный младенец, потому что культ Ваала требовал человеческих жертвоприношений.
Я подумал тогда, что получается, что человек, считающий себя правым, может убить того, кого он считает неправым, и это можно оправдать волей Божьей.
Через несколько дней я проходил через Советскую площадь, рассматривая лозунги в руках у манифестантов. Одни требовали отставки президента Гуслянникова, другие – роспуска Верховного Совета. Актеры мордовского театра в гриме и театральных костюмах хотели строительства нового здания для труппы.
У памятника Ленина встретил знакомых юношей и девушек из братства. Они держали знамена и плакаты. Девушка подходила к прохожим и рассказывала им про Архимеда, и как стать настоящими людьми.
В зале периодики просмотрел «Огонек» и нашел в там статью Александра Нежного про поездку в Ватикан на аудиенцию к папе Иоанну Павлу II. Раньше у Нежного читал только «Огонь над песками» из серии «Пламенные революционеры». Писал он увлекательно. Я сделал вывод, что советские пропагандисты осталась не у дел и предлагают свои услуги попам различных направлений.
В лифте АБК встретил директора библиотеки Сергея Борисович Бахмустова. Он предложил мне подняться к нему в кабинет. Там он рассказал о совместной работе с Лаптуном над книгой «Разорванное ожерелье», в которой собрали сведения о храмах и монастырях Мордовии. Епархия им мало чем могла помочь. В целом он был разочарован моральным и образовательным уровнем духовенства, озабоченного лишь зарабатыванием денег на жизнь.
- Вот недавно пришел ко мне Шурик Пелин. Я его еще шкетом знал. Говорит секретарю: «Передайте, что пришел отец Александр». Я вышел: «Простите, отец Александр, что нижайший смерд Сергей заставил вас ждать!» Естественно, что все засмеялись. Они же только рясами пылить могут и руку волосатую Варсонофию целовать! Нет ни одного богослова, с кем можно было бы поговорить!
Взялся писать курсовую «Социальное учение Католической церкви». За основу взяли книгу Патрика Лобье, изданную в Брюсселе. Спустил из книгохранения всю литературу о католицизме ХХ века, которую нашел. Мимо стола проходил Юрий Кондратенко. Скользнув взглядом по книгам, спросил:
- А ты знаешь, сколько любовниц было у папы Александра VI?
- Это уже старо! Сейчас сама Католическая церковь обнародовала на себя компромата больше, чем знали советские атеисты.
Юрий хмыкнул и пошел дальше к кружку любителей будуарной истории, собиравшемуся вокруг его стола.
После Пасхи отец попросил меня помочь посадить картошку на нашей усадьбе в Сивини. Мы поехали туда на майские праздники и узнали, что в Саранске на площади разбился вертолет. Когда мы вернулись в город, то обломки уже убрали. Я долго смотрел на обгоревший угол магазина «Книжный мир», где часто бывал.
После майских праздников нашлась свободная неделя, чтобы съездить в Галицию. В Москве со мной напросился ехать диакон Роман Банасяк. Он был рукоположен епископом Викентием Чекалиным, про которого больше никто не хотел и слышать. Отец Роман хотел получить подтверждение сана от греко-католического епископа, поэтому отправился со мной в Ивано-Франковск. Вдвоем ехать было весело. Он рассказал мне про свою жизнь: ходил с бабушкой в церковь, понравилось, прислуживал в алтаре, а потом иподиаконствовал у митрополита Питирима Нечаева. Дальше карьера не шла, пока не познакомился с катакомниками, выведшими его на епископа Викентия.
– Все пропало! – сокрушался отец Роман. – Недавно заходил к знакомой портнихе, чтобы стихарь заказать. В Софрино слишком дорого. Она сказала, что облачение уже давно никто не заказывает – материала хорошего нет – поэтому выживает шитьем мужских трусов из красных флагов. А когда-то обшивала самого владыку Питирима!
В Ивано-Франковске я поселил отца Романа в монастыре василиан на Майзлях и ходил с ним на прием к владыке Софрону Дмытерко в греко-католический ординариат. Владыка Софрон посмотрел грамоту отца Романа, показал ее секретарю и сказал, что этого вполне достаточно. На прощанье вспомнил несколько историй из времен подполья.
Хотя никаких подтверждающих документов отец Роман не получил, он остался доволен посещением Ивано-Франковска, особенно сидением в уличных кафе под цветущими каштанами.
Мне удалось сходить на несколько лекций по пастрырскому богословию, которые прочел влиятельный священник отец Иван, выпускник Ленинградской духовной академии, приехавший на белой «Волге». Лекции читались для всего потока заочников, поэтому лектор изящно заострил темы для слушателей, уже обладавших опытом служения на приходах. Чтобы удерживать внимание, кроме дефиниций под запись для экзаменов, он вставил несколько поповских баек и поговорок типа: «Паки и паки, и гроши в кулАке». Более интересным из того, что я слышал раньше, была лишь интермедия Михаила Жванецкого «На складе». Лейтмотивом лекции проходила метафора, что служение священника – это путь по лезвию бритвы между обвинениями в симонии и заботой о семейном бюджете. Про отца Ивана говорили в кулуарах, что он – побожный священник, построивший в предместье Ивано-Франковска дом в классическом стиле с колоннами.
Во время чтения «Новой Зари» меня нашел Андрей Зверев и спросил, что я пытаюсь вычитать из подшивки. Я ответил, что интересуюсь, как греко-католикам удавалось в условиях СССР создавать подпольные монастыри и семинарии.
- Я бы на вашем месте осторожно относился к публикациям в церковной прессе, - посоветовал Андрей. – Сейчас греко-католической периодикой занимаются бывшие комсомольские работники, потому что больше некому. Они только ярлыки меняют. Перед поступлением в семинарию мы с Алексеем год провели в новициате отцов редемптористов в Стрыю. За это время я разговаривал с подпольщиками и подробно их обо всем расспросил. Было очень интересно. Сами подпольщики говорили, что не стоит идеализировать подполье. Случаи разные бывали. Владыка Софрон рассказывал: «Был у нас во Франковске в доме тайный женский монастырь василианок. Я там раз в неделю правил Службу Божу. Как-то заболел, неделю пропустил. Прихожу и вижу, что они все в синяках, как будто их чекисты пытали. Оказалось, две сестры поссорились, и когда одна была в душе, другая газовую колонку на всю мощь прибавила, чтобы та обварилась. Из-за этого перессорились другие сестры и поочередно обварили друг дружку. Я их отругал, пригрозил отлучением: «Вот видите: нам и чекисты, оказывается, не нужны. Мы сами друг друга мучаем!».
Я слушал Андрея, раскрыв рот.
В конце он спросил:
- А как вы попали в католицизм?
- Мне понравилось, что Католическая церковь – это организация, где есть хоть какой-то порядок, с единоначальником во главе. Во всех других конфессиях – воровство, пьянство и блядство.
- Главное преимущество Католической церкви над схизматиками – система перераспределения доходов, известная как «отдельные интенции». Благодаря этой системе богатые приходы передают поминов больше, чем могут отслужить, в бедные приходы через правящего епископа. В результате священники имеют гарантированный минимум, не унижаясь. Православие развалилось в Галиции из-за того, что не было такой системы. Здесь были большие доходы, попы все брали себе и пропивали, устраивая чуть ли не оргии. Поэтому когда началась легализации греко-католиков, то православных пинками выгнали, тем более, что сюда патриархия присылала всяких чудиков. Был тут батюшка с большой бородой, который каждый день ходил в городскую баню, рассматривал причандалы у моющихся и говорил: «О! Какой у тебя дар Божий!».
Цикл лекций по новейшей истории Ирина Константиновна окончила избиением отличников из 2-й группы. Букину и Кондратенко было стыдно, что преподавательница находится в заблуждении относительно масонского заговора, и они представили доказательства в жесткой логической связи, что заговора не существуют. В ответ Ирина Константиновна изящно их высекла перед всем курсом, чтобы они поняли, что в университете преподаватель всегда прав. Мне даже стало их жалко. 

Фото Юрия Кемаева
Фото Юрия Кемаева "Братство кандидатов в настоящие люди", декабрь 1993 г.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Намедни у меня спросили, почему я отказываюсь носить Георгиевскую ленточку и вообще ненавижу эту акцию,  называя ее обезьянничеством. Отвечу. 1) У моего прадеда был Георгиевский крест, заработанный им в Первую мировую. У меня такой награды ...
...
Ночка, ух... Полина уснуть не могла толком, Наташа часов до четырёх с ней на руках сидела. Алиса несколько раз просыпалась и спрашивала, рядом ли я (а я спал на полу в её комнате, поленился опять разложить диван). Гроза шарашила прям и ливень был, полоскало знатно!  Алису в садик ...
В германии какая-то странная ситуация, не укладывается в мою картину мира, насколько я понимаю там должен быть застой экономики, но, вроде-как, почему-то там все хорошо. Не понимаю, единственно, может это пока еше там все хорошо? Вот что меня ...
Верховный суд подтвердил запрет на содержание сельхозживотных, в т.ч. кур, на садовых дачных участках https://www.mk.ru/social/2021/09/20/vs-rossii-zapretil-derzhat-kur-na-sadovykh-uchastkakh.html А я уж было созрел запустить в следующем году на 6-ти сотках кур, кроликов и пару ...