дух аристократии и аристократия духа
maxnicol — 04.05.2017 В последние дни по интернету ходит развернутая цитата из заметок генерал-мвйора Ф.П.Рерберга, датированных 1922 г., возможно кому-то уже попадалось. Привожу, чтобы обозначить предмет спора:"Я уже стар, слаб, и своей дорогой, милой, прежней России больше не увижу, хотя бы телом и пришлось вернуться на родину, ибо все мои друзья, которые являлись представителями истиной русской этики, чести, благородства и красоты, выбиты и вырезаны... все святое попрано. Но с горечью думаю, что и дети, и внуки наши старой, благородной, красивой России больше не увидят: как восстановить то, что вырабатывалось сотни лет и сметено, как в полной мере восстановить в России наше прежнее, чисто русское, коневодство, когда большинство производителей и маток уничтожено невеждами?
Если поставить в заводские конюшни свиней, кормить их лучшим сеном и овсом, чистить и седлать, то все-таки свинья останется свиньёй и в боевого коня не превратится - перенесите эту мысль на людей новых поколений.
Пока на Руси взял верх человек психически больной, маньяк, садист с развращенным умом, а с ним - уголовный преступник, но не всегда так будет: не может страна на веки вечные управляться сумасшедшими, нездоровое время пройдет, постепенно переродится в более здоровые формы, образуются новые правления, и у власти окажутся люди, хотя и здоровые, но потомки хамов, "нуворишей" и преступников. И, на какие бы высокие должности они не забирались, как бы эти люди не богатели, в какие бы дворцы не внедрялись, в каких бы поездах и автомобилях не ездили... ни они, ни их дети, ни внуки благородными рыцарями не будут: законы природы и законы атавизма непреложны и преступники не могут родить подвижников... и вряд ли эти правители дадут когда-нибудь России этику и нравственную красоту..."
В блоге, где это вычитал я - в юзеринфо автора значится "Патриот Российской империи, антикоммунист" - приведенная цитата поясняется хозяином журнала:
Ген. Рерберг писал в 1922 г. совершенную правду, в непреложности которой имевшие несчастье родиться при совке потомки представителей русского культурного слоя имеют возможность чем дальше, тем больше убеждаться.
Как тезисы генерал-майора, так и выводы из них кажутся мне настолько спорными, что пишу к посту комментарий:
"Да, но откуда взялись в России эти представители истиной русской этики, чести, благородства и красоты, об уничтожении которых справедливо сокрушается Ф.П.Рерберг? Внуками каких благородных рыцарей и подвижников были они сами? не преступников ли с развращенным умом - начиная с Рюрика, а после бояр и владельцев крепостных душ?
Содержание страны и народа в нищете, в невежестве и в унижении, уничтожение из века в века умов выдающихся, оригинальных и просвещенных есть не приметы истории, а самая её суть - и катастрофа 17-го года, поражая чудовищными масштабами, ничего не изменила ни в законах управления государством, ни в принципе отношения власти и элиты к подопечному населению.
При этом культурный слой не скудеет и не тоньшает от поколения к поколению несмотря ни на какие репрессии: в том числе и потому, что сословной культуру можно считать лишь с определенной долей оговорок, натяжек и допущений - и если потребность в ней и передается по наследству /но скорее не генетически, а воспитанием/, то уж гении, продвигающие культуру вперед, раздвигающие её границы и генерирующие новые блистательные произведения и идеи, могут рождаться в совершенно любых семьях, совершенно не аристократических, малообразованных и даже глубоко бескультурных.
На что получаю в ответ:
Типичное рассуждение советского человека, обладающего известной культурностью. Спорить тут бесполезно.
Ну, с аристократом, презирающим плебея до такой степени, что не снизойдет до спора, спорить, наверное, и впрямь бесполезно - так что там я диалог и не продолжаю.
Но размышлять об этом странном явлении после приведенной ночной переписки не перестал: в частности и о том, велик ли прямой вклад в культуру самой аристократии.Опосредованное влияние понятно: меценатство, финансирование развития архитектуры, скульптуры, живописи и музыки. Опять-таки, крепостные театры - в частности, хорошо помню "Тупейного художника". Но вот работ собственно аристократов в Третьяковке и в Русском музее как-то немного.
В литературе - конечно, Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, КР. А кто еще?
|
</> |