Дружбонародность в Российской Империи


Русь/Росия/Россия/Российская Империя была государством русских, в котором так же свободно и благостно проживали люди самых разных национальностей и гражданств. Но для того, чтобы получить все права и возможности для роста и развития, инородцам нужно было стать подданными страны.
В допетровской Руси подданство приобреталось через брак с русским подданным, через усыновление или через принятие православия и крещение.
Позже возникла присяга, т.е. нероссиянин должен был присягать на верность России и публично принести клятву. Тексты клятвы-присяги менялись, отдельные тексты существовали для европейцев, мусульман и евреев. Но общий смысл был таков: "Я, имярек, родом из NN, обещаю верным, истинным и покорным слугою и подданным быть Российской Империи..."
Также иностранцы и иноверцы могли получить русское подданство после крещения и принятия православия. После крещения жившие в России иностранцы получали право покидать места локального проживания - иноземские слободы, вступать в брак с русскими поданными и ряд других прав и свобод.
Окончательный текст клятвы для иностранцев и иноземцев, принимающих подданство Российской Империи, появился в 1857 году при императоре Александре II и действовал до 1917 года.
В клятве для иностранцев говорилось о верности и преданности Государю, соблюдении законов и интересов Российской Империи, защите свободы и независимости страны, исполнении обязанностей гражданина Российской Империи.
Клятва произносилась на русском языке. Чаще всего западные иностранцы приносили клятву на Евангелии. Представители других вероисповеданий клялись Российской Империи на своем родном языке и в присутствии священнослужителя, представляющего это вероисповедание.
Принимаемый в подданство должен был поклясться "Всемогущим Богом, пред святым его Писанием в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству ... верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови...".
При поступлении на государственную или военную службу принявшие подданство Российской Империи приносили клятвы наравне с подданными страны, получившими это право при рождении.
Основным ассимиляционным инструментом по русификации иностранцев было крещение в Православную Веру.
Не желавший же креститься в Православие и становиться россиянином иностранец мог работать в России по особым договорённостям, но права его были ограничены по сравнению с коренным населением, а также он не мог жить и селиться за пределами иностранной слободы, где обитали тогдашние трудовые мигранты.
Поэтому понятны жалобы прусских-германских дипломатов, что немцы очень быстро становились в Российской Империи русскими. Немцы и по приезду в России, и тем более через поколение-другое полностью ассимилировались в России и официально считали себя русскими. Поэтому даже в современных биографиях "русских немцев" может быть написано "русский генерал..."
Поэтому понятен диалог Николая I с французским маркизом Астольфа де Кюстином на придворном балу:
– Маркиз, как вы думаете, много ли русских в этом зале?
– Все, кроме меня и иностранных послов, Ваше Величество!
– Вы ошибаетесь. Вот этот мой приближённый — поляк, вот немец. Вон стоят два генерала – они грузины. Этот придворный – татарин, вот финн, а там крещёный еврей.
– Тогда где же русские? – спросил Кюстин.
– А вот все вместе они и есть русские.
Отдельно нужно отметить, что в последний период существования Российской Империи, при Николае II русский национализм был самой мощной силой в легальной политике, жестко отстаивая русские интересы везде, где мы соприкасались с недругами. Было множество организаций, партий и всякого рода патриотических движений, от Союза Русского Народа и Всероссийского Национального Союза до Чёрной Сотни и местных организаций, широкой сетью покрывавших всю страну. Куда русский человек мог прийти и рассказать о своей беде и попросить о помощи.
И о национальных диаспорах. Период правления Николая Второго был знаменит не только резким ростом экономики страны и благосостояния народа, но и существенными реформами общественной жизни в пользу русских.
Великий Петр Аркадьевич Столыпин понимал опасность диаспор не титульной нации и боролся с ними на законодательном уровне. 20 января 1910 года Столыпин издал циркуляр, который предписывал прекращать регистрацию «инородческих» обществ, образовывавшихся по принципу «национальных интересов» и закрыть уже существующие подобные общества. По мнению министра внутренних дел Российской империи Петра Столыпина такие общества представляли угрозу общественному спокойствию и безопасности. Документ также регулировал закрытие уже существующих обществ. Под действие циркуляра попали не только национально-культурные просветительские общества, но и религиозные объединения.
Всё это было уничтожено врагами России после 1917 года. Более того, русских заставили платить и каяться за то, что страна ранее принадлежала им.
|
</> |