"Другим путем"
yuripasholok — 02.09.2020 Начало 50-х годов оказалось для шведского танкостроения, скажем так, крайне неоднозначным. Всего за 10 лет до того шло бурное развития, у шведов появились средние (по хи классификации тяжелые) танки, Вторая мировая война закончилась с таким количеством танков своего выпуска, о какой они и не мечтали в довоенный период. Но что-то явно пошло не так. Неуёмные хотелки и быстро устаревающая база сделали своё дело, в течение более чем 20 лет новых танков шведы не выпускали от слова совсем.Вообще у них был шанс получить вполне приличный танк. Эскизный проект данного танка, обозначенного EMIL, был подготовлен к началу сентября 1951 года. Очень необычная машина: качающаяся башня, механизм заряжания обойменного типа, всего 28 тонн боевой массы, вполне приличное бронирование. В качестве силовой установки предлагался оппозитный 8-цилиндровый мотор SFA с воздушным охлаждением, который должен был развивать мощность 550 л. с. и обеспечивать EMIL максимальную скорость 55 км/ч. Но снова что-то пошло не так. Началось внесение различных идей по поводу вооружения, броневой защиты и прочего. В результате продолжилось марание бумаги, которое кончилось вполне понятным образом. Танка всё еще не было, а его боевая масса уже приблизилась к 50 тоннам. И если Landsverk еще как-то вела работы, то у Bofors с орудиями не получалось.
У шведов, впрочем, нашелся запасной вариант получения нового танка. Еще в довоенный период, когда чего-то не получалось, шведские военные собирали вещи и ехали в путь-дорогу. Выискивать наиболее подходящие варианты за рубежом. Таковые нашлись в Англии, а именно Centurion. Эта машина стала настоящим прорывом для английского танкостроения, которое во второй половине Второй мировой откровенно отставало от лидеров. Под самый занавес войны англичанам удалось сделать танк, в котором сочетались относительно неплохое бронирование и мощное орудие. В 1949 году на свет появился Centurion Mk.3, который получил пушку Ordnance QF 20-pr Tk Mk.I калибра 84 мм. Это орудие значительно повысило боевую эффективность танка. Как раз его, в итоге и выбрали, машина получила обозначение Strv 81.
Собственно говоря, английская машина не очень-то подходила шведам. Прежде всего, это касалось подвижности. Он был больше и тяжелее M46, еще одной альтернативы, которая рассматривалась шведами, а его максимальная скорость не превышала 35 км/ч. Это явно шло вразрез с представлениями шведских военных о танке как о подвижной боевой машине. Кроме того, толщина лобовой брони корпуса составляла всего 76 мм, что даже с учётом большого угла наклона для начала 50-х было явно маловато. Тем не менее, выбор пал именно на англичанина. Другой вопрос, что по состоянию на 1950 год англичане оказались совсем не готовы к экспортным поставкам. На запрос шведской стороны был дан ответ, что раньше 1958 года ждать танки Centurion не стоит. Кроме того, летом 1950 года началась война в Корее, которая спровоцировала новый виток гонки вооружений. Шведы стали искать альтернативы в виде французов (EMIL, кстати, появился под французским влиянием), но о Centurion не забыли.
Strv 81 второй партии в ходе учений полка P 5, 1 марта 1958 года.
Знали ли шведы результаты применение новых танков в Корее, неизвестно, но вообще Centurion показал себя лучше M46. Английская машина была медленнее американца, но более живучей и не такой ломающейся. Вот уж удивительно, с учетом того, что во время войны ситуация была обратной. Так или иначе, но в декабре 1952 года история с Centurion продолжилась. Из шведского посольства в Лондоне пришло письмо, в котором говорилось, что английское правительство согласилось на поставку 80 Centurion MK.3 в Швецию. Полностью укомплектованная машина обходилась в 50 тысяч фунтов стерлингов, в эту сумму также входило два года обслуживания. В случае заключения сделки в январе 1953 года заказ полностью выполнялся за 1953–54 годы. Естественно, в KATF не стали упускать момент и быстренько скатались в Швейцарию, где протестировали Centurion Mk.3. А уже в начале мая 1953 года прибыли первые танки данного типа. Последний из 80 Centurion Mk.3 первой партии прибыл в Швецию осенью 1954 года. Здесь танк стал именоваться Strv 81 (танк, 84-мм пушка, первый тип), данная система обозначений стала для шведов типовой до наших дней. В 1955 году шведская армия заказала ещё 160 Centurion Mk.3. Помимо этого, было закуплено 13 БРЭМ Centurion ARV, получивших обозначение Bärgningsbandvagn 81 A, или Bgbv 81 A.
Для английских танков зимние тесты стали суровым испытанием.
Первые же испытаний показали, что шведы не ошиблись. Да, 50-тонная машина имела максимальную скорость 35 км/ч, что шло вразрез с концепцией быстроходного танка. Да и механизма заряжания тоже не было. Но выявилась масса положительных качеств. Дело в том, что невысокая скорость компенсировалась хорошей проходимостью по весьма специфичному ландшафту Скандинавии. Кроме того, машина оказалась удобной с точки зрения расчетов боевого отделения, а будущее показало, что у танка есть запас и по повышению броневой защиты, и по усилению вооружения. Самое главное, что ждать их не требовалось: пока шведская танковая промышленность безуспешно пыталась сделать собственный танк, за счет англичан удалось частично решить насущную проблему с бронетанковым вооружением. Так что позже шведы повторили хождение за "Центурионами", закупив еще и Centurion Mk.10.
Победа шведского мехвода над английской броней.
Насколько удачным оказалось приобретение, говорит простой факт. На вооружении шведской армии данные танки находились полвека, пройдя несколько этапов модернизации. Собственно, для Centurion это норма.
Статья по Strv 81: https://warspot.ru/8231-priklyucheniya-tsenturiona-v-skandinavii
|
</> |