Испытания в условиях массовых хотелок

На практике танки, которые были изготовлены в июне 1943 года, более чем полтора месяца простояли без движения. Прежде всего потому, что зеленый свет танкам не давал Малышев. Причины задержки следует искать в том, почему Зальцман был снят со своего поста. Практика запуска в серию танков, которые еще не закончены, привела к огромным проблемам. Например, СУ-12 (СУ-76) имела такой набор дефектов, что часть машин попросту не могла ездить. Так что Малышев, которого уже снимали с должности, осторожничал. В ГБТУ КА были иного мнения. 20 июля 1943 года первый секретарь ГК ВКП(б) Нижнего Тагила Е.Ф. Колышев написал письмо Сталину, в котором также обосновал необходимость запуска Т-43 в серию. 27 июля на письмо пришла резолюция от Берии, в которой он потребовал от Малышева и командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Я.Н. Федоренко срочно переговорить с ним. Так что испытания начались только 2 августа 1943 года, правда, вместо НИБТ Полигона в Кубинке местом проведения испытаний выбрали Свердловск. При этом Малышев, как не странно, оказался прав. Танк в серию так и не пошел, причем дело было отнюдь не в торможении запуска его в серию. В дальнейшем ГБТУ КА само "утопило" Т-43, захотев больше, чем машина могла выдержать.
Надо сказать, что к моменту изготовления Т-43 уже вызывал некоторые вопросы. Одним из них являлась боевая масса машины. Согласно изначальным расчётам, боевая масса доработанной машины составила 33,5 тонны (для сравнения, Т-34 к маю 1943 года имел боевую массу 31 тонну). Между тем, и на Т-34 уже имелись проблемы в виде разрушающихся бандажей опорных катков. Дело тут оказалось не столько в качестве резины, сколько в существенном росте массы танка. Разрушение бандажей шло на скоростях выше 30-35 км/ч. Так вот, итогам взвешивания масса реально построенного Т-43 без экипажа составила 33 780 кг, а при условии, что средняя масса человека составляла 80 кг, полная масса машины достигла 34 100 кг. Вместе с тем, имелись и явные преимущества перед Т-34. Это и более низкий силуэт, и торсионная подвеска, обеспечивавшая более высокую плавность хода, и большая толщина брони (75 мм против 45 мм). Также лучше была обзорность.

Т-43 с 85-мм пушкой Д-5Т и Т-34. Хорошо видна разница по высоте.
В целом испытания прошли относительно успешно. В ходе них первый образец Т-43 преодолел 2669 км, из них более 2200 за август 1943 года. Второй образец за период испытаний преодолел 1348 км. В ходе пробега средняя скорость по шоссе составила 26,1 км/ч, по просёлку — 20,2 км/ч, по местности — 18,6 км/ч (по данному показателю Т-43 оказался практически равен Т-34). Расход горючего на 100 км составил 203, 237 и 250 л соответственно. Это также оказалось очень близко к Т-34, но поскольку общий запас топлива у Т-43 составлял 318 л, а у Т-34 — 400 л, запас хода оказался ниже. Очень похожими оказались и условия езды: и Т-43, и Т-34 двигались по местности на третьей-четвёртой передачах.


Сводка по дефектам Т-43.
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1408, л.60
Впрочем, к сентябрю 1943 года уже имелись данные по применению немцами новых танков на Курской Дуге. Посему Т-43 в текущем виде военных не устраивал. Появилось требование поставить в танк 85-мм орудие Д-5Т, что вполне удалось. А вот второй пункт был уже "фаталити". Теперь лоб корпуса утолщался до 90 мм, а башня - до 110 мм. Таким образом, боевая масса достигала 35 тонн, что уже лишало смысла дальнейшее развитие Т-43. Именно это и стало причиной, почему Т-43 прикрыли.
Статья по Т-43: https://warspot.ru/14603-promezhutochnoe-zveno
|
</> |