"Другая" литература: луч света в тёмном царстве

топ 100 блогов kalekseeva.pr — 23.08.2011

Отправляясь недавно в Киров с Курского вокзала услышала как объявили об отправлении поезда до станции Петушки. Тут же вспомнила произведение Венедикта Ерофева «Москва – Петушки». Хорошее честное произведение, смысла которого очень многие не понимают. Ну типа «напился алкаш и написал пьяные бредни о своих галлюцинациях во время белой горячки». А не так всё просто. Таких произведений, которые несут значительную смысловую нагрузку, как «Москва – Петушки» очень немного. Но они есть. И эти произведения из разряда качественной или «другой» литературы – литературы ,которую нужно читать между срок, над каждым словом стоит задуматься, ибо оно не так просто здесь стоит. Почему так? 

Эта идея случайно пришла мне в голову, когда в университете читала произведение Ерофеева «Москва – Петушки». Читала и всё пыталась понять – а зачем он ЭТО написал? Но ответ нужно было искать на другой вопрос, а именно – ЧТО ЭТО? Пьяные бредни, к которым относят это произведение все, кому лень Читать (с большой буквы Читать!). Если вспомнить кто такой Венедикт Ерофеев и в какое непростое время для русской литературы он жил, то может сказать «ну это он специально написал такую несерьёзную бредятину, чтобы цензура пропустила». Но не таков был Ерофеев. Как известно, многие литераторы в эпоху торжества цензуры в Советском Союзе писали для народа, но не могли доставить до народа свои произведения. «Цензуру не проведёшь!». Одни печатались за границей, другие так сказать «подпольно», нелегально издавали свои «запрещённые произведения». Литераторы народ изобретательный, особенно в России, где по-другому никак. Ерофеев тоже «изобрёл» способ продвинуть своё произведение в массы. И в этом плане «Москва – Петушки» - это шедевр русской литературы Советского периода! Во-первых, это произведение о литературе. Во-вторых, это произведение, которое можно читать «так, как есть», а можно читать «наоборот». «Так как есть» прочитали его органы цензуры, а народ должен был по задумке Ерофеева прочитать это произведение «наоборот».

Если во всём тексте «Москва – Петушки» заменить слово «пить» на «писать, думать, бороться», слово «алкоголь» на слово «литература, мысль», а слово «алкоголик» на слово «писатель, мыслитель», то мы получаем принципиально другой текст! Текст о том, как Советская цензура на корню убивала Советскую литературу, не давая писателям заниматься их истинным делом (в России!) – писать для народа, объяснять народу, интерпретировать для народа мысли, идеи, смыслы, на которых растёт и крепнет любая нация.

Гениальность идеи Ерофеева не оправдала себя – он переоцени русский народ, который по-прежнему оставался закрепощённым тёмным и недогадливым. Во многом благодаря векам Крепостного права, абсолютизма, а затем сталинского тоталитаризма. Наш народ никогда не учили Думать. Вообще никогда. Крестьянское крепостническое сознание никуда не исчезло после отмены Крепостного права в 1961 году. Оно лишь иногда пугливо и недоверчиво проявляло чуть-чуть храбрости, чтобы взглянуть на чистое голубое небо над головой, на просторы Великой обширной России, на все те возможности для самореализации, которые реально были. Так было во время Революции, во время Великой Отечественной войны, во время штурма Белого дома, после чего распался Советский Союз. А затем это крестьянское сознание снова становилось покорным и беспрекословно готовым подчиняться первому, кто объявит себя легальной властью.

Также началось строительство демократического общества в России. Все покорились и решили обождать в стороне – авось что-нибудь да выйдет. А не вышло. Или вышло? А кто его теперь знает, получилось или не получилось, и кто виноват, что не так получилось. И вот все начали вспоминать Сталина, социализм, к которому мы «шли». И засомневались – где ж лучше? Где нас нет! Мы не научились думать! Мы не научились самостоятельно принимать правильные решения и нести за них ответственность! Мы до сих пор не умеем Читать! И не хотим учиться… И это страшно. В необразованном, не умеющем Читать обществе вряд ли можно построить жизнь, за которую было бы хотя бы не стыдно.

Произведение Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки» и сегодня все считают чем-то странным, «девиантным» и «маразматичным». «Пьяный бред», «галлюцинация сумасшедшего» - так называют его студенты ГУМАНИТАРНЫХ (!) специальностей. Раньше малообразованный русский народ был не готов адекватно воспринимать, правильно трактовать столь сложную задумку Ерофеева. Но при этом народ читал это произведение, и далеко не как анекдот! А сегодня наши высокообразованные и высокоинтеллектуальные квалифицированные специалисты международного класса с двумя-тремя дипломами и знанием двух-трёх языков говорят, что «это всё бред»…

А те немногие, кто понимают, что это был далеко не бред, а тот самый невзрачный скромный и неприметный единственный кувшин с чистым спасительным для нации вином, тот самый добролюбовский луч света в тёмном царстве, который никто не заметил…

Можно читать дешёвые бульварные романчики, детективчики в задрыпанных обложках, слёзные и сопливые мыльные оперы, ужастики. Но куда нас заведёт такая литература? В мир наших грёз, фантазий, мечтаний – в мир, которого не существует! Жить мы можем только в реальности, и если мы хотим, чтобы эта реальность была пригодной для жизни, нам нужна качественная – «другая» – литература. Литература, которую нужно Читать! Сегодня такая литература уже есть – нужно лишь уметь её разглядеть. Может быть именно сейчас, когда деградирует российская система образования, эта «другая» литература бросает нам вызов. От того, сумеем ли мы его принять сегодня, зависит то, какой будет наша жизнь завтра!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
    В два часа пополудню , в одном из обычных кафе что гостеприимно распахнуло свои двери на Пяти углах , сидела компания из двух женщин глубоко постбальзаковского возраста и брутального мужчины.          Никто б и не о ...
...
Простите, но может кому, вдруг, интересно... Потусили с Таней на выходных в "Орленке". Кто не в курсе "Орленок" - это такой детский-оздоровительный лагерь ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", в котором в зимнее время работники ЦСКБ-Прогресс по выходным ...
1. Навеяно постами о неврологах требующих от ребенка в год читать Шекспира в оригинале показывать части тела. А чему еще  нужно ребенка к году попробовать обучить? У нас вроде мега-адекватная невролог, но мало-ли, а вдруг я чего-то ребенка не научу, а стоит) 2. Небольшой не особо ...