Дровомобиль. Советский грузовик для ядерной войны

топ 100 блогов foto_history06.05.2019

Дровомобиль. Советский грузовик для ядерной войны


Какой двигатель должен быть у автомобиля? Сегодня у этого вопроса минимум возможных ответов – ДВС (бензин или дизель) или электрический. Казалось бы какие еще могут быть варианты? Ну раньше, допустим, варианты были. Как забыть про автомобили, работавшие на энергии пара?! В конце-концов они вышли на сцену даже раньше, чем машины с двигателями внутреннего сгорания...


Дровомобиль. Советский грузовик для ядерной войны
Первую экспериментальную версию НАМИ-012 можно опознать по декоративному клюву кабины


Про альтернативные источники энергии инженеры регулярно вспоминали в сложные времена, когда жидкое топливо было в дефиците. В период Второй мировой значительную часть автомобильной парка СССР составляли, например, газогенераторные машины. По сути обычные машины с ДВС, дополненные газогенератором – массивным приспособлением для выработки светильного газа посредством сжигания дров. Такие машины отличались невысокой мощностью, низкой эффективностью и годились только в качестве эрзац-меры.

Вот почему уже после окончания войны перед советскими инженерами была поставлена задача усовершенствовать газогенератор. А вернее придумать его заново. Стране срочно понадобился автомобиль, который работал бы на твердом древесном топливе, но был бы при этом мощным, тяговитым, эффективным.

Дровомобиль. Советский грузовик для ядерной войны
Помимо технической изощренности в НАМИ-012 есть и чисто дизайнерская стать


За рубежом автомобили с паровыми установками в ограниченных количествах выпускали еще до войны. Правда работали они на угле. Нам же потребовался автомобиль, в качестве топлива использующий деревянные чушки.

Зачем? Такие машины предполагалось использовать на лесозаготовках в местах “не столь отдаленных”. Там могли возникнуть проблемы с поставкой жидкого топлива, зато всегда имелся контингент бесплатных лесорубов, готовых по первому сигналу вооруженной охраны нарубить столько “топлива” сколько нужно. Кроме того, советские стратеги уже активно просчитывали варианты ведения новой войны. Вероятно, что и в условиях ядерного постапокалипсиса. В такой ситуации древесина представлялась единственным доступным видом топлива...


Дровомобиль. Советский грузовик для ядерной войны
Прототипом дровомобиля стал дизельный грузовик ЯАЗ-200



Работы над созданием паромобиля стартовали в московском институте НАМИ во второй половине 40-х. За основу взяли 7-тонный капотный грузовик ЯАЗ-200 и первым делом избавили его от капота. Советский древомобиль получил бескапотную компоновку с машинным отделением между грузовой платформой и трехместной кабиной.

В машинном отделении разместились сама паросиловая установка, водяной котел, конденсатор, вспомогательная паровая турбина, электродвигатель для предварительного розжига и другое оборудование. В целом конструкция парового двигателя грузового НАМИ-012 повторяла схему применяемую на компактных паровозах той эпохи.


Дровомобиль. Советский грузовик для ядерной войны
Вариант НАМИ-012 для испытаний на лесозаготовках


Возможно именно поэтому с самого начала машина получилась эффективной и надежной. Расположенная вертикально трехцилиндровая паровая машина объемом 4,5 л обеспечивала мощность 100 л.с. и феноменальную максимальную тягу в 2350 Нм уже на 100 об/мин. Поэтому и по максимальной скорости, и по динамике НАМИ-012 не только превзошел расчетные требования, но и легко обошел свой дизельный прототип – ЯАЗ-200.


Дровомобиль. Советский грузовик для ядерной войны
Процесс "заправки топливом" был делом нехитрым, но требовал известных физических усилий


Более того КПД парового грузовика составлял до 70% – гораздо выше, чем у газогенераторных автомобилей. При этом на одной “заправке” равной 380 кг дров в специальном “топливном” бункере грузовик проезжал порядка 100 км.

Максимально облегчен был и процесс эксплуатации дровомобиля. Кочегар в экипаже был не нужен. Деревянные чурки просто загружались сверху в контейнер и затем попадали в топку исключительно под действием собственного веса.


Управление паромобилем также по большому счету было привычным для водителя обычного грузовика той эпохи. Принципиальное отличие лишь в отсутствии привычной коробки передач, место которой заняла система переключения отсечек парораспределительного механизма. Она и обеспечивала переключение “передач” на 25, 40 или 75% мощности паровой машины.

Определенных хлопот требовал разве, что предварительный подогрев котла после длительной стоянки. На это уходило порядка 30 минут времени. Впрочем, в этом НАМИ-012 ничем не отличался от газогенераторных автомобилей или паровозов.


Дровомобиль. Советский грузовик для ядерной войны
На испытаниях НАМИ-012 показал себя молодцом, а полноприводная версия была даже рекомендована к производству. Но увы...


Другими минусом машины можно было признать довольно высокую массу всего парового оборудования – свыше 1200 кг. Все равно во время испытаний на лесозаготовках НАМИ-012 по такому показателю как стоимость перевозки единицы груза оказался вдвое дешевле газогенераторных автомобилей. Правда, бензиновые грузовики дровокар опередил всего на 10%. Возможно именно это и сыграло в судьбе машины, работающей на чушках решающую роль.


Дровомобиль. Советский грузовик для ядерной войны
Жаль, но ни НАМИ-012, ни НАМИ-018 не сохранились до наших дней. Даже в виде музейных экспонатов...

Несмотря на в целом успешные испытания, 10-процентная выгода по эффективности едва ли могла оправдать громадные расходы на массовый выпуск паромобилей. Так что НАМИ-012, равно как и его полноприводного брата-близнец НАМИ-018, увы, ждала судьба любопытного эксперимента, технического курьеза, так и не добравшегося до конвейера...

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Знаете, что такое профессиональный юмор? Это, короче, представьте Берлин 1920-го, сидят, стало быть, в пивной Бор, Планк и компания, пьют по четвёртой - и тут вваливается Сциллард и кричит Посоны, прикиньте! Альберт-то наш заявил, что ...
Когда-то люди, - говоря словами Евангелия, - "сидели в темноте и сени смертной". Они ...
Товарищи женщины! Наконец-то и мы дождались! Наш ежедневный труд признали достойным монумента. Из одного металла льют Медаль памятник за бой Медаль памятник за труд! Скульптор Пер Гретте запечатлел нас в норвежском городке Рюкан. Удивляюсь, почему никто цветы нам не ...
Сергей Путилов пишет: " Девочка виновата одна, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав наложила ей штраф 800р. чтобы знала как пешеходный переход проходить. В комисси одни женщины-не увидел ни капли сострадания". ...
Приятно говорить эту фразу лежа в кровати. Меня снова ласково разбудили сегодня. Вот умеет медперсонал не портить утро. Напомнила о процедурах, оставила листок с написанным и удалилась. Пусть у вас сегодня все получится. Приятного денечка. А я на завтрак собираюсь. ...