ДРЕВНИЕ ШУТЕРЫ. CATACOMB ADVENTURE TRILOGY (PC)
mr_garett — 11.09.2023Классическую Catacomb Abyss я увидел в начале 90-ых на машине с 80286 процессором и EGA монитором. Причем это была shareware версия игры, которую я купил в Екатеринбургском магазине Эолис на вес (тогда мы записывали новые игры на дискеты). К этому времени я уже был знаком с Wolfenstein 3D, но поиграть в него толком не мог, ибо ID шутер требовал обязательного наличия VGA монитора. Нет ничего удивительного, что творение Softdisk я встретил с громадным воодушевлением и изучил его буквально до дыр. Другой вопрос, что до сиквелов у меня руки так и не дошли, ибо в шаговой доступности их не было. Упущенное пришлось наверстывать спустя много лет.
CATACOMB ABYSS (PC)
На встречу приключениям.
Catacomb Abyss является прямым продолжением Catacomb 3D Descent, сделанным фирмой Softdisk на основе движе от Hovertank. Авторы облагородили интерфейс, добавили новых врагов, наложили текстуры на пол и потолок (тут есть эффект грозы) и сделали 20 новых уровней.
Первый уровень - городское кладбище.
Несмотря на то, что в игре есть два уровня сложности, Warrior проходится столь же просто, как и Novice. Врагов на уровнях мало, они глупые и не умеют стрелять. Многие из них складываются от одной очереди фаерболов. Лишь ближе к концу игры появляются синие “пинки”, которые имеют толстую шкуру и эффективно убиваются лишь специальными снарядами. В конце, как вы уже догадались, сидит Немезис, который складывается от руки игрока быстрее. чем Гитлер в Wolf-e. Игра тотально не сбалансирована, так что до самого конца приключения я не испытывал недостатка, ни в снарядах, ни в лечильных бутылках.
Орда пинки бежит мне на встречу. Страшно!
Это интересно. В игре появились цветные камни, которые связаны с определенным типом монстров. Когда игрок находит такой камень, то его магический радар начинает показать монстров определенного типа. В первой части полезность радара не велика, но вот в оставшихся двух эпизодах он оказывается крайне полезен.
Немезис тут такой же, как и в Catacomb Abyss: Descent.
Уровни в игре занятные. Игрок начинает приключение на городском кладбище, проходит через древние руины, посещает акведук “здесь есть подводные монстры” и наконец добирается до логова Немезиса, где и происходит финальная схватка. Замечу, что уровни каким-то особо интересным дизайном не отличаются, я последние левелы представляют собой громадные комнаты, в которых стоят толпы монстров. Похоже, авторы так спешили довести игру до релиза, что нормальным проектированием уровней просто не озаботились.
CATACOMB ARMAGEDDON (PC)
Вторая часть серии продолжает историю Abyss. Поверженный лич Немезис вновь восстал из мертвых и маг Паттон должен его найти и окончательно уничтожить. Дело вообщем-то не хитрое. Главное помнить о том, что Немезис научился клонировать себя, так что игроку придется убить не только Лича, но и все его клоны.
Зайки мастдайки встречаются всего на одном уровне. Обратите внимание, что из интерфейса убрали экран с табличками.
В Armageddon появились весьма занятные уровни, которых не было в Abyss. Здесь есть подземные города, населенные трентами. Убитый трент начинает гореть и наносить игроку повреждения. Таким образом, уничтожать зловредов надо в строго определенных местах. Следом игрок должен попасть в город медуз. Эти твари атакуют персонажа, когда он повернется к ним спиной. Далее следует кристаллический лабиринт, в котором стены обладают динамическим текстурами. Еще тут есть логово Суккубов (они ходят голышом и стреляют сердечками), а также лабиринт с прозрачными стенами (весьма оригинальная находка).
Кладбище с горящими трентами.
Монстры тоже изменились в лучшую сторону. в Armageddon вы встретитесь с различными скелетами, двухголовыми пинки, злыми колдунами, бихолдерами и даже с кошмарными Донни Дарко. Большая часть твари складывается от пары попаданий, но ближе к концу приключения опять появляются орды бронированных чудовищ. Баланс в сиквел опять не завезли, так что до самого конца приключения вы будете ходить с тонной аптечек в рюкзаке.
На скриншоте не видно, но стены здесь имеют динамическую текстуру.
Финальный бой не сложен, но в нем можно погибнуть, ибо Немезис в игре не один. В битву с вами он вступит вместе с 2-3 клонами, которые бьют также больно, как и оригинал. Так что с самого начала эпизода готовьтесь к серьезной схватке! В целом Armageddon немного лучше Abyss, но каких-то кардинальных отличий ни в визуале, ни в дизайне здесь нет.
Финальная стадия существования линуксоида.
Местная веб-кам модель.
В одной из секретных комнат лежат все радарные камни.
CATACOMB APOCALYPSE (PC)
Пожалуй, самая необычная и сложная часть серии, в которой авторы решились на множество экспериментов. История Apocalypse начинается с того, что Немезис опять воскрес. Только теперь он переместился в киберпанковое будущее и начал разрушать мир при помощи суперкомпьютера. В Apocalypse авторы изменили не только интерфейс, но и внешний вид персонажей. Теперь мы сражаемся не с фэнтази монстрами, а с роботами. Также в триквеле дебютировали иллюзорные стены, которые невозможно разрушить выстрелом.
Герой не только постарел, но и обзавелся крутым кольцом.
С первых же минут игры становится ясно, что Apocalypse серьезно ограничивает ресурсы игрока. Специальные снаряды кончаются быстро, бутылок лечения мало. Монстры бегают по уровню толпами и все они умеют стрелять (даже те твари, что лезут к вам в рукопашную, сначала дают по игроку залп из всех орудий), Ближе к концу игры появляются кибердемоны и чудища, которые никак не хотят умирать. На уровне с компьютером монстров становится так много, что убить их всех - невозможно, снарядов не хватит. Наконец на финальных уровнях появляются невидимые твари, которые детектируются по радару (также они становятся видимыми если в них попасть файерболом). Что касается Немезиса, то он приобрел кибернетическую форму и драка с ним стала намного сложнее. Пришлось разбираться с клонами по одиночке. Истинная форма Немезиса сложилась лишь после 20 тройных попаданий.
Кибердемон в коридорах ада.
Уровни также стали намного запутаннее. Если в двух первых сериях я проходил левелы без особых проблем, то в Apocalypse я застрял не менее трех раз. Верный путь открылся лишь после детального прочесывания локации. Также в игру вернулся хаб из которого можно путешествовать в различные временные эпохи. Тут правда есть одна проблема. Если вы вышли из временного уровня, а потом вернулись назад, то все монстры на левеле появляются заново, что становится большой проблемой, ибо специальных снарядов у вас немного. Наконец, последние игровые уровни требуется запомнить, потому что иначе быстро пробежать через них не получится. Последнее важно, поскольку на них много сильных монстров, которые сожрут все ваши аптечки и снаряды.
Злые демоны-процессоры. На ножках.
В целом, Catacomb Apocalypse - самая интересная часть серии. Однако, рекомендовать ее можно только опытным игрокам, которые не боятся трудностей. Финальные уровни тут действительно сложные.
Эту толпу вам придется перебить.
Секретка с ключами.
ЗА
-Один из первых FPS в истории человечества.
-Разнообразные монстры и локации
-Невидимые монстры и стены, множество секретов
-Идея хаба доведена до ума.
ПРОТИВ
-Всего один вид оружия,
-Проблемы с балансов и архитектурой уровней,
-Айтем часы нужен только в одном месте за все три эпизода,
-Респаун врагов в старых локациях.
Если вам понравился обзор трилогии и вы хотите прочитать обзоры других древних шутеров, то не забывайте поставить лайк!
11.09.2023
(с) Илья Садчиков