Древнерусские нравы
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Однако я вот тут по одному делу просматривая разные формуляры исповеди духовенства XV-XVII вв. довольно неожиданно для себя наткнулся на любопытную вещь - на формуляр исповеди для священника в одном древнерусском Требнике XVI в. (собр. Погод, 310, л. 241 об.-260).
Формуляр построен классически, священник от своего лица читает список грехов : "Согреших, отче,... тем-то и тем-то". И перечисляемые грехи всего этого формуляра довольно обычные для среднестатистического священника - сварихся и гневахся, зван был к больным и не идох, на пир зван ходих, шахматы играх, церковь небрежением держах, хрому и слепу посмеяхся, священники и клирики обидих, нечист сый в церковь хождах, обедню похмелен служих, троеженца венчах и четвероженца благослових, дары запасные небержением держах, без епитрахили служих, без риз младенцы крестих, крохи с литона сроних и т.д. Вроде ничего особенного. Но вот ровно посередине этого, в общем-то довольно безобидного для XVI в., перечня вставлена такая неожиданная вещь:
"Блудих, честный отче ни единою, ни дважды, но от юности моея и до сего часа беспрестанно. И во святыя праздники Господския блудих, и в Великий Пост, и на Святой Неделе падохся со блудницами, и с мужатыми женами и с девицами бесчисленно".
И это в формуляре исповеди священника! Т.е. в том, что читается постоянно. В Требнике, не где-нибудь! Причем во всем перечне это единственное упоминание какого-то более-менее тяжелого греха (нет ни убийства, ни святотатства, ни даже драки!). И тем более удивительно, что это единственное упоминание тяжелого греха выдержано в таком гипертрофированном виде ("беспрестанно и бесчисленно").
При этом совершенно не предполагается, что исповедь в таком прегрешении повлечет лишение священства, наоборот, список заканчивается словами: "Во всех сих каяюся Господу Богу и тебе, отче, и ты, господине отче, благослови и помолися о мне грешном, и разреши всяко слово во отлучение и клятву и проклятие и всяк соуз греховный". Да и само помещение блуда в середину списка, между такими затрапезными грехами как "без риз погребах" и "до слез смеяхся", говорит о многом.
В общем, я понял, что канонические сборники - каноническими сборниками, но в реальности и в XVI в. всё было значительно банальней))
|
</> |