
Древнееврейское

восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые.
И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?
Моисей, услышав это, пал на лице свое
и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе;
****
Еврейское имя "Корей" (правильнее - Корах) переводится как «Плешь», «Лысина».
****
Интересно, что формально Корей и те, кого он привлек на свою сторону, не пошли против Моисея: они аккуратно обходили персону народного лидера, весь свой гнев обрушивая на первосвященника Аарона. Выглядело так, будто Корей не рвется в главы народа Израилева но желает под началом Моисея принять на себя непосредственное ведение дел.
Тем не менее Моисей не остался над схваткой и вступил в нее на одной из сторон. Правда, конфронтации избегал как мог:
И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия!
неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом [Господним], служа для них?
Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства.
Итак ты и все твое общество собрались против Господа. Что
Характерно, что бунт возник вскоре после возвращения разведчиков из Ханаана. Напомню, что из двенадцати "соглядатаев" десять усомнились: мол, не стоит нам туда лезть, огребем мы там. Малодушие, предчувствие поражения, неуверенность в своих силах и в благословении высшей истины над собой - плодородная почва для смуты и раскола.
Сам Моисей, однако, всецело доверился своей миссии и покровительству Высшей Истины. Он "разруливал" конфликт миром, сколько мог (и в этом был его долг как народного лидера), но в критический момент встал с противниками на Суд Господень.
И послал Моисей позвать Дафана и Авирона, сынов Елиава. Но они сказали: не пойдем!
разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами!
привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем!
Моисей весьма огорчился и сказал Господу: не обращай взора Твоего на приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них.
И сказал Моисей Корею: завтра ты и все общество твое будьте пред лицем Господа, ты, они и Аарон;
Еврейские комментаторы Торы (Пятикнижия Моисеева) описывают это так:
"Датан и Авирам, видимо, создали свою собственную фракцию внутри заговора Кораха. Бунт Кораха был направлен в первую очередь против положения Аарона как коэна и лишь косвенно против власти Моше – источника и поддержки коэнства Аарона. Датан и Авирам, с другой стороны, восстали именно против Моше; их целью было лишить Моше его положения политического лидера. Именно их общая враждебность – прямая и косвенная – по отношению к Моше объединила эти две фракции. Вот почему Моше хотел говорить с Датаном и Авирамом отдельно от остальных, но они ответили: "Мы не взойдем...". Мы не желаем идти к "хозяину"! Мы не желаем получать от него приказы. Это дерзость с его стороны призывать нас к себе, будто он возвышается над нами; он не имеет права приказывать нам." (р. Ш. Р. Гирш )
И позже в Талмуде и его толкованиях:
"Несмотря на то, что ни перед кем из бунтовщиков Моше не мог испытывать ни малейшей вины, он все же пытался вызвать для беседы зачинщиков: Кораха, Датана и Авирама, но они отказались. Моше тщетно пытался по-хорошему успокоить и левитов, примкнувших к Кораху.
Почему он шел на все это, хотя был уверен в своей правоте? Потому что надо всеми средствами стараться избегать раздоров.
Мидраш говорит, что следует учиться у Моше и всегда стараться избежать споров. Рав говорит в талмудическом трактате «Сангедрин», что тот, кто раздувает споры, тот нарушает заповедь Торы: «Не будь подобен Кораху и его сообщникам» («Бамидбар» 17,5)".
И еще позже: «Не оскверняйте ваши души раздорами, от которых мы теряем духовно и физически. Я видел, как разрушались семьи, великие люди были унижены, распались объединения, благочестивые испортились... в результате споров и раздоров». ( раби Моше бар Маймон, он же РАМБАМ, из писем)
****
Итог бунта Кораха (Корея) вполне соответствовал антуражу ветхозаветной Церкви:

и сказал Господь Моисею, говоря:
скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона.
И встал Моисей, и пошел к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы.
И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам [вместе] во всех грехах их.
И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с женами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими.
И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]:
если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня;
а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их [и домы их и шатры их] и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.
Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними;
и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество;
и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
Сейчас времена иные, но отвержение бунтовщиков от народа вполне очевидно, а произошедшее вчера по своей необъяснимости вполне может считаться аналогичным некоему чуду. Не слишком, впрочем, приятному.
****
Важное отличие: бунт Кораха-Плешивого нашел некую поддержку в народе:
На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень
Это недешево обошлось этому народу : 14700 человек из роптавших погибло "от воскурений Моисеевых и Аароновых", т е будучи отверженными от Благодати.
Бунт нынешнего Лысого Корея такой массовой поддержки не нашел, а Путину удалось избежать большого кровопролития. Оттого и кара такая не потребовалась.
****
Говорят, именно глава "Корах" читается на этой неделе в синагогах диаспоры за пределами Израиля.
|
</> |
