Довоенные Douglas DC-3 летают почти 90 лет: как они выживают в 21 веке

В мире самолетов-долгожителей DC-3 своеобразный феномен: некоторым самолетам этого типа скоро 90 лет, а они продолжают летать, причем не просто в виде летающих экспонатов авиамузеев, а выполнять реальную работу, которую подчас нельзя поручить современным самолетам и вертолетам. В чем секрет их выживания в 21 веке?

Douglas DC-3 начали выпускать в 1935 году. «ДиСи» произвел революцию в транспортной авиации – долговечный, простой для обслуживания, с хорошими летными качествами и большой универсальностью применения. Он перевозил от 24 до 32 пассажиров или около 2 тонн груза на линиях средней дальности и стал буквально эталоном транспортного самолета на следующие 20 лет.

В СССР с 1939 года массово выпускался локализованный вариант ПС-84, а с 1942 года – его военный аналог Ли-2.
Heringcápa - Wikipedia
Самолет, который выиграл войну
За годы Второй Мировой войны было выпущено огромное количество самолетов этого типа и его военного варианта C-47 Skytrain. Они обеспечивали транспортные операции всех союзников и Советского Союза, десантирование парашютистов и доставку диверсантов. Американцы шутят: «Вот самолет, который выиграл войну».
Рабочая лошадка ученых и НКО
После войны выпущенные экземпляры перекочевали в гражданскую авиацию. Они оказались феноменально долговечны и удобны для разных целей: в наши дни до нескольких сотен все еще служат в разных частях света. Большие колеса основной стойки шасси допускают посадку даже на очень неровные площадки. Это позволяет эксплуатировать DC-3 в местах, куда более современные самолеты сесть не могут, а вертолеты имеют ограничения по дальности и вместимости, объясняет блог Simple Flying.

Большинство сохранившихся Douglas DC-3 принадлежат военным, некоммерческим и научным организациям, небольшим авиаперевозчикам.
Вопрос цены тоже имеет значение. Заменить «ДиСи» на более современный аналог, например, Embraer EMB 120 Brasilia или Cessna 208 Caravan, стоит $2-5 миллионов.

Embraer EMB 120 Brasilia
Silva Lopes - Wikipedia
От Douglas к Basler
Начиная с 1980-х, поддерживать сохранившиеся DC-3 в пригодном для полета состоянии стало сложнее. Если кратко, на то были три причины: двигатели, авионика, усталость планера.
Может, в то десятилетие «Дугласы» тихо исчезли бы из действующей авиации. Однако были люди, решившие спасти их. Фирма Basler Turbo Conversions разработала технологию модернизации, которая превращает старичка в фактически новый самолет BT-67.

BT-67: обратите внимание на форму мотогондол, отличающуюся от DC-3.
Christopher Ebdon - Flickr
В ходе конвертации устаревшие, изношенные и неэкономичные звездчатые поршневые двигатели Wright R-1830 заменяют на турбовинтовые Pratt & Whitney PT6A, имеющие схожие показатели мощности, но более экономичные и приемистые.
Фюзеляж и крылья усиливают в ключевых зонах, начинку салона полностью заменяют, устанавливая погрузочное оборудование. Ставится комплект новейшей авионики: он не просто соответствует сертификационным требованиям, а превышает их с запасом на будущее ужесточение норм, уверяет Basler.

Airport Journals
По главным характеристикам BT-67 превосходит исходный самолет: грузоподъемности, применяемости в полярных условиях, длине разбега.
Антарктида, землетрясения, ураганы – любимые места назначения
За прошедшие десятилетия таким образом было конвертировано около 65 экземпляров. Модернизированные самолеты используют, например, Британская антарктическая служба и Антарктическая программа США. Они есть в армиях некоторых стран и у организаций, доставляющих гуманитарную помощь в районы природных бедствий. Во всех этих случаях их неприхотливость играет огромную роль.

Christopher Michel - Flickr
Эта удивительная эпопея все-таки однажды закончится, потому что продлевать жизнь Douglas DC-3 вечно не получится. В Basler не сдаются, а ищут возможности – например, исследуют новые гибридные силовые установки. Ветеран еще полетает.
источник
|
</> |