«Довлатов». Настроение эпохи.


Человек привык себя спрашивать: кто я? Там ученый, американец, шофер, еврей, иммигрант... А надо бы все время себя спрашивать: не говно ли я?
Многие задаются вопросом: "Почему фильм «Довлатов» будет идти в кинотеатрах только четыре дня?" Авторы фильма ответили на него так: "Это не просто показ фильма о жизни выдающегося писателя, это настоящее культурное событие, идея которого укладывается в определенные сжатые сроки. Подобно гастролям театра или фестивальному формату. Символично и то, что и сам фильм охватывает всего несколько дней из жизни писателя." Сам режиссер Алексей Герман-младший такой короткий прокат называет «авантюризмом», но надеется, что такой необычный подход привлечет зрителей в кинотеатры.
Но прокатчики объясняют так: "Строгие даты российского проката не означают полного окончания показов после 4 марта. В кинотеатрах, если это будет востребовано, могут назначить дополнительные специальные сеансы."

Я шел и думал — мир охвачен безумием. Безумие становится нормой. Норма вызывает ощущение чуда
Фильм «Довлатов» - это байопик, который рассказывает о 4-х предпраздничных ноябрьских днях из жизни Сергея Довлатова в 1971 году. Писатель и журналист Сергей Довлатов, которого играет Милан Марич, живет и работает в Ленинграде. «Оттепель» 60-х закончилась, и в эпоху наступившего застоя Довлатова и его друзей-писателей не публикуют, так как они не вписываются в рамки социалистической реальности. А вот писать по заказу, у Довлатова не получается. Он слишком ироничен к окружающей реальности, и бескомпромиссен к самому себе. Довлатов в фильме не пишет. Он пытается сделать так, чтобы его напечатали. Но достучаться до советской системы у него не получается. Вот он, и проводит большинство времени с друзьями-писателями на квартирниках, пьет и курит, шляется по барахолкам и пытается фарцевать, флиртует с женщинами и гуляет с дочерью по Ленинграду.

Ленинград - один их героев картины «Довлатов». Алексей Герман-младший показал его во всей его холодной красоте, и создал некую нагнетающую атмосферу. Постоянная серость на улицах и всепоглощающий туман, величественность архитектуры, и в то же время пошарпанные стены домов. Тесные прихожие и узкие коридоры коммуналок, посиделки на кухнях, поэтические квартирники на фоне празднования 7 ноября. Ленинградский двор-колодец с разлетающимися по земле листками рукописей очень показательно передает положение писателей того времени, да и атмосферу общества в целом.
«Юношеский сборник Левицкого у меня есть. К сожалению, он не продается. Готов обменять его на четырехтомник Мандельштама.В результате состоялся долгий тройной обмен. Регина достала кому-то заграничный слуховой аппарат. Кого-то устроили по блату в Лесотехническую академию. Кому-то досталось смягчение приговора за вымогательство и шантаж. Еще кому-то — финская облицовочная плитка. На последнем этапе фигурировал четырехтомник Мандельштама».

Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?
Скажу сразу, что роль сербский актер Милан Марич исполнил роль Сергея Довлатова "на отлично". Если проводить параллели с настоящим Довлатовым, то возможно многие найдут, что писатель был чуть брутальнее. Но в фильме этого абсолютно не замечаешь. Марич очень похож на молодого Довлатова внешне, да и играет прекрасно. В картине - Довлатов олицетворение мужского образа: мужественный с внимательным взглядом, сложным характером и тонкой душой писателя. Он жесткий, интеллектуальный и романтичный одновременно. Такие всегда нравятся женщинам. Именно поэтому, во многом, образ Милана Марича олицетворяет настоящего Довлатова.

Семья- это если по звуку угадываешь, кто именно моется в душе.
Ещё, в «Довлатове» именно тот случай, когда свита играет короля. Окружение писателя позволяет нам более раскрыто посмотреть на атмосферу творческого бомонда того времени. Бродский (его играет Артур Бесчастный) занимается кинопереводами, потому что, его, как и многих, не печатают. А невостребованный художник(Данила Козловский) фарцует запрещенными западными товарами и книгами. Это одна большая творческая тусовка. Они пьют, жалуются друг другу на жизнь, иронизируют на страной и друг над другом, тусуются на квартирниках и в легендарном кафе «Сайгон». А ещё разговаривают об эмиграции. И уехать они хотят не потому, что тут плохо. А потому что, верят в то, что где-то может быть по-другому.

Я думаю, у любви вообще нет размеров. Есть только — да или нет.
На мой взгляд, режиссеру картины Алексею Герману-младшему великолепно удалось показать кусочек того времени в котором жил Сергей Довлатов. Камера в фильме оказывается, как бы внутри событий, и зритель внезапно попадает, то на холодные ленинградские улицы, то на шумные прокуренные квартирники 70-х. Сама атмосфера фильма, его настроение, словно позаимствовано из рассказов Довлатова, и дает зрителю возможность окунуться на два часа в совсем недавнее для нас прошлое. В прошлое, где есть город Ленинград, и живут и пишут Довлатов и Бродский. Где у людей свои чувства и переживания, некоторые из которых сейчас кажутся немного наивными. Это рассказ всего лишь о нескольких днях, но он очень придирчив к мелочам, и глубок по своему настроению и атмосфере. В фильме очень различных моментов, которые своими ньюансами погружают зрителя в эпоху советского застоя.

Но всё же, «Довлатов» - это фильм не о поколении 70-х, и не о людях той эпохи. Это картина о творческом бомонде, писательской тусовке, и их внутреннем мире. Это их взгляд на реальность и мир, в котором им, как впрочем и многим, не хватает свободы. Это их чувства и переживания, которые впоследствии они превратили в свои книги. Надеюсь, фильм побудит многих перечитать любимые рассказы Довлатова, а кого-то открыть книгу и познакомиться с этим писателем. Он, как и хотел, оставил свой след для потомков. «Довлатов» - это такой кусочек ожившей истории огромного пазла эпохи 70-х годов. Истории, к которой можно по-разному стоит относится, но обязательно стоит посмотреть.
Я закуриваю только, когда выпью. А выпиваю я беспрерывно. Поэтому многие ошибочно думают, что я курю.
|
</> |