Довесок к беспорядочным разговорам о _традиционной_
maitai1again — 15.10.2010 Довесок к беспорядочным разговорам о _традиционной_ японской графике. Да, я сейчас об аниме и немножко манге.Здесь самое начало многоглаголания; частично тема соприкоснулась с темой т.н. фанарта (это слово мне тоже сильно-сильно не нравится; более того – скажу ещё раз в подтверждение вчерашнего короткого замечания: считать свои рисунки _фанартом_ мне категорически не хотелось бы).
Здесь продолжение, под колпак попали «Железный миротворец» и «Хакуоки китан». Нет, выбор не мой.
- Здесь ещё немного, уже интереснее, про графику «Синсэнгуми сёгэки».
Здесь _chimera_ разыскала фрагменты старой манги отца-основателя Тэдзуки Осаму - про синсэнгуми, разумеется. Кого вообще интересуют какие-то там другие. Пожалуйста, не нужно подставлять сюда слово «alien».
Мне кажется, что разница в качестве любой (в среднем) манги и любого (в среднем) аниме очевидна и общеизвестна; рисовать мангу технически интереснее и веселее. Стало быть, о весёлом:
Время исполнения прочитывается моментально, думаю: помимо чисто физиогномических характерных деталей в шестидесятые не дробили сильно лист (никаких вписанных друг в друга кадров, никаких разбивок по кривой или косой), обрезали персонажей и облачка там, где кончился кадр, не злоупотребляли рисованными шрифтами. Поэтому картинка была куда чище (и да, наивнее), чем сейчас.
Тэдзука-сэнсэ о разнообразии особенно не заботится; не заботится соответственно и о портретности. Люди (включая висящего Фурутаку) имеют «мультипликационные» пропорции: увеличенная, гипертрофированная голова, такие же замечательно огромные кисти рук («Заместитель-командира-сан, а зачем тебе такие огромные руки? - А это чтобы лучше слышать тебя, дитя моё»), выпяченные животики, неизвестно чем заполненную и узенькую область плечевого пояса, резиновые ноги. Взрослой особью такое существо вряд ли назовёшь; оттого явственный оттенок омакэ\омакасэ снижает градус серьёзности и печали. Какая уж тут социальная революция, когда травинка во рту превращается в дрожащий на ветру змеиный язык, а лицо вызывает детские воспоминания о первом бегемоте.
Фигурки, тем не менее, вполне себе соразмерные, всё прикручено к местам крепления без ошибок. Я уверена совершенно, что ножки у всех коротки.
С радостью сказала бы то же самое про ручки, да японская история не велит )
О головах и лицах: да, «болванка» тоже есть; разница с профессиональными халтурщиками в том, что это добротная болванка; на неё легко надеваются разные волосы и ресницы ) Мозговая часть черепа _не внушает_ (посмотрите, просто посмотрите сами, сравните её размеры с размерами верхнечелюстного отдела, скажем - и радуйтесь, что нам не показали Хараду-куна); внушает зато размер глаз (извините, не могу не потоптаться на том пункте, он, пункт – и мой личный пункт тоже ) ). Я вот думаю – может быть, причина во внутричерепном давлении.
Верхнее веко делает чудеса; оно практически берёт на себя работу всех мимических мышц лица – и почти срастается с бровью. Возражений я не имею – отличный приём, кажется.
Область скуловой дуги никак не выражена – личики приобретают ту самую невзрослость и долю «условности»; эффект поддержан «воробьиным» носом – видите, его изображают одной линией, резко меняющей направление на конце. Форма и посадка ушей близко к затылку меня почти восхищает.
Нижняя челюсть минимизирована; линия рта ведёт себя по отношению к ней совершенно свободно – можно прижаться к нижней площадке носа, можно крикнуть, стоя к зрителю в профиль и скривив ротик набок.
Все, все эти приёмы потом разнообразились и повторялись несчётно – и не изменились.
+++++++++++++++++++++
И пока мы говорим о манге и о важности волос – посмотрела и я «Ледяной цветок». Много не скажу – и интереса маловато, и впечатления не так чтоб уж новые и сильные; я позабыла порезать страницу – поэтому взгляните, пожалуйста, на самый нижний регистр, затылком к зрителю стоит ваш Хи-кун, и много ли волос в его причёске?
Кадр, кстати, мне нравится. Очень.
Для контроля – ещё один лист, тот же ронинский понитэйл. (Здесь зато есть безотказно работающий кадр с ребёночком за спиной – на фоне заката же, с шикарной чёрной травой же, в неполном контражуре. Всем зрительницам плакать полминуты).
++++++++++++++++++
О портретном и твёрдой руке основных аниматоров – профайл из «Железного миротворца», фрагмент которого мы однажды уже рассматривали. Думаю, затруднений с выбором любимого выражения ни у кого не возникнет. Думаю, мы с Лилей выберем одно и то же.
Ещё думаю, что вам уже несложно проследить, как хороший рисовальщик двигает одну группу мышц – и знает, что непременно нужно переместить другую. И знает, как при этом сохранить сходство с прообразом. И знает, как усилить эффект а) муууууужественности (спускаем линию рта, выпячиваем и оквадратниваем нижнюю губу), б) глубины мыыыыысли (придаём рисунку брови особый изыск, удлиняем глаз сколько можно, сближаем по тону радужку и зрачок), в) затаённой человееечности (лёгкая ассимметрия по высоте на уровне глаз, перекошенный рот, уронить пару прядей на середину лица, всего дел-то).
Студия «Гонзо» мне нравится не за головы. Совсем не за головы – головы кажутся мне совсем сладенькими.
+++++++++++++++++
Остался «Манкацу». В целом мне очень нравится до сих пор анимация восьмидесятых – думаю, её подробность, многодельность, фантастическая пластика людей выводят в плюс другие скучноватые приёмы. Тут я совсем и честно необъективна: стиль рисунка «Манкацу», копийный по отношению к «Люпену», завораживает одиннадцатилетнего ВП; должно быть, и я смотрела двигающиеся картинки в том возрасте примерно так же )
Что ж, об очевидном опять. Фигуры астеничны в превосходной степени. Это даёт им возможность гнуться в любых направлениях, занимать при нужде минимальный объём, падать туда, куда тянет перевешивающая голова. Обильная причёска тоже имеет вес, ага – зато иногда на неё можно опираться )
Слева – сюрприз-сюрприз –
Так вот правый и совсем правый: технически здешние фигурки решены очень похоже на фигурки из «Сёгэки»: много упрощений, много допущений. Туловище удлинено, шея вытянута чуть не втрое против нормальной длины, суставы гипертрофированно выпирают из-под кожи, имеют условную, обобщённую форму шариков. Грудная клетка снова превращена в цилиндр без клеевой части, шея не имеет хрящей и лестничных мышц, ключицы расположены не по месту – смотрите на ярёмную впадину, попробуйте сравнить её расположение со своей собственной.
Плечевой пояс у обоих героев приподнят (сколиоз?), явственно связан верёвочками с внушительной нижней челюстью.
Интересно, на чём крепится соломенная шляпка Хи-куна. Возможно, его голова на уровне теменных костей имеет резкое расширение. Уши приподняты (символ хорошего слуха? Пусть немедленно поделится с Ямадзаки-куном) и прижаты к черепу, зато изящной формы. Низко нависшие брови и квадратная челюсть – признаки суровости. Уж такой суровости. Коротковатый нос, надо полагать знаменует соответствие японским и одновременно европейским канонам красоты и прекрасности. Про белые глаза говорить не буду. Ничего говорить не буду. Мало ли у кого какие глаза.
Ещё ничего не буду говорить про ширину окичьего ротика. Это, наверное, от сладостей.
В фасовой позиции, как и в профильной, мы видим подтверждение гипотезы о расширенной теменной части синсэнских черепов. Ниже можно посмотреть на Сакамото-сана и на Идзо – там подобного эффекта не наблюдается.
Что здесь ещё интересно: черты лица сгруппированы в самой середине лицевой части черепа. Нависающие брови придают особенный блеск игре огромных глаз, верхняя губа умеет изгибаться в трёх местах одновременно (действие сладостей? Тюнинг остренького языка?), под нижним веком прорисованы складки – полагаю, признак бессонных ночей.
Кисть руки, откровенно говоря, нуждается только в трёх рабочих пальцах; они мощные (действие сладостей?), зато тонюсенькое запястье производит обманчивое впечатление хрупкости и незащищённости. Приём, явно заимствованный у старшего товарища.
Невозмутимый Кондо-сэнсэ находчиво спрятал свои выдающиеся челюсти, обрастил уши антеннообразными парами волосков, его лицо вогнуто в средней части, совсем плоский ровный нос (даже без намёка на порисованные крылья) параллелен лицу; Лоб традиционно довольно низкий – но в целом голова производит впечатление правильной.
Плечи и грудная клетка вновь маловаты и тощи, предплечья несоразмерно хрупки, зато кисти ой-ой как внушают.
Второй блондин Идзо: снова пропорции подростка, однако эти предплечья развиты в полную силу, вот и меч соразмерный ему дали. Даже в этом ракурсе видно, какая длинная шея у самого трагического персонажа Исин и какая крупная голова для больших мыслей ему полагается. С правой ключицей ему, впрочем, тоже не повезло – мелкая и выбитая.
Повезло с причёской и фонариками )
А нос орлиной формы вот лично меня не смущает. Форма ногтей тоже не очень смущает – мало ли, под дурным влиянием друга Сакамото налазаешься по деревьям, все пальцы стешешь.
Друг Сакамото: всё говорит за то, что у него рябое лицо. Это оттого, что солнце японской демократии, наверное.
А вот зачем спинка носа перешиблена посередине, не понимаю ( И зачем рот кривится на сторону – тоже. И две макушки ему зачем – тоже.
Рёма-сан – самый пластилиновый; гнётся в суставах и вне суставов, завязывает пальцы восьмёркой, вот этими тоненькими ручками стреляет из такасугиного пистолета, кидается всячиной, тоже лазает по деревьям. Вот такие они, народные герои.