Доверяете ли вы атикоррупционным расследованиям Навального? (опрос)
philologist — 13.05.2016 Я сам не являюсь политическим активистом и сторонником какой бы то ни было конкретной политической партии или движения, хотя, безусловно, придерживаюсь демократических взглядов. Не раз писал в своем блоге о том, что истинной целью оппозиции должно стать повышение уровня культуры, нравственности, сострадания людей и давление на власть в интересах всего общества, а не отдельных его лидеров, самих желающих занять место дракона.В этой записи я хочу провести опрос среди своих друзей и подписчиков по поводу одной из популярнейших фигур российской оппозиции, и вопрос у меня всего один: доверяете ли вы антикоррупционным расследованиям ФБК и Алексея Навального? Замечу, что я считаю деятельность Алексея Навального общественно значимой и, безусловно, заслуживающей интереса, а самого главу ФБК – смелым человеком, который много претерпел за свое обостренное чувство справедливости. Вместе с тем, никакой идеализации и никакого восторга от его деятельности у меня тоже нет. Как часто любит повторять кинорежиссер Александр Сокуров, политика – это профессиональная и очень жесткая профессия, не более и не менее.
Отчасти на мое далеко неоднозначное отношение к Навальному повлияло поведение сторонников его незарегистрированной партии Прогресса в Великом Новгороде, где я живу. Безусловно, сам Навальный не несет в полной мере ответственность за поведение своих сторонников, но в чем-то, как мне кажется, все же служит для них примером. Скажем, в Новгородской области есть одна навальнистка, все «занятие политикой» которой сводится к хамскому троллингу и грязным ругательствам в интернете (новгородцы поймут кого я имею в виду). Действует эта особа по довольно примитивной схеме: выбирает себе (или, вернее, ей на него указывают) «объект для атаки» и затем изощряется в ругани, всегда переходя на прямое оскорбление личности. На нее уже подавали в суд, в том числе и мои знакомые, но пока что ей все сходило с рук. Ничего кроме омерзения такая гопническая «деятельность» у меня вызывать не может. Я говорю это не абстрактно, поскольку знаю и имена, и факты, но пиарить сию особу в своем блоге не собираюсь.
Поскольку Новгород – небольшой город, где все активные и известные люди находятся как на ладони, мне быстро стало известно, что такого рода поведение местной навальнистки – отнюдь не всегда следствие ее глупости и «несдержанности», а скорее элемент плана новгородских политтехнологов, точнее одного политтехнолога, работающего на власть и использующего ее как своего рода инструмент для «сведения счетов» с оппонентами своих клиентов. То, что на поверхности может казаться слишком импульсивным отстаиванием оппозиционных убеждений, на самом деле является циничным участием в финанансово-политических разборках правящей элиты и борьбе за ресурсы региона. Конкретно в Новгороде это вылилось в конфликт мэра областного центра и губернатора – оба являются чденами «Единой России» (про войну местных элит я писал здесь).
Как бы то ни было, через призму новгородских событий, я взглянул несколько по-иному и на фигуру Алексея Навального. Ведь если такое происходит на моих глазах в Новгороде, то, возможно, нечто похожее имеет место и в Москве? Я при этом не утверждаю, что Навальный выражает чьи-то конкретные интересы – у меня для этого нет никаких фактов – я лишь ставлю вопрос: могут ли его медиа-ресурсы быть использованы, хотя бы эпизодически, в качестве инструмента в борьбе кремлёвских кланов? Разумеется, даже если это так, то это никак не влияет на ценность публикуемой им информации, потому что единственным критерием ее оценки должна быть проверка на подлинность, общественную значимость и законность происхождения.
Не скажу, что я очень внимательно читаю ресурс Навального, но время от времени во френдленте моего фейсбука мне попадаются ссылки на те или иные расследования ФБК. Фамилии там громкие, цифры впечатляющие, происхождение документов не всегда ясное, а стиль подачи – отпугивающий. При этом нельзя не заметить определенную закономерность: ряд функционеров от власти как будто являются «любимчиками» борца с коррупцией, а вот про некоторых других, которые, полагаю, мало чем отличаются от «героев» разоблачений, в блоге упоминаний нет вообще. Конечно, можно предположить, что они честные люди, либо жульничают и воруют настолько виртуозно, что даже Навальный не смог собрать об их деятельности заслуживающей внимания информации экономического характера.
Можно также предположить и другое: ряд чиновников и олигархов являются «табуированными персонами», трогать которые нельзя. Не исключено, что кто-то из них периодически выступает в роли негласного источника информации, либо неофициального спонсора этого антикоррупционного проекта, приобретая взамен «иммунитет», а также возможность дискредитировать своих оппонентов во власти чужими руками. Если такая схема работает в Новгороде, почему бы ей не работать в Москве, где ставки в игре политической элиты не в пример выше?
В числе «любимчиков» Навального по числу публикаций можно выделить двоих Игорей Ивановичей – президента «Роснефти» Сечина и первого вице-премьера Шувалова. Сразу вспомнился и третий Игорь Иванович – тот, который полковник Стрелков (Гиркин), - однако, полевой командир Новороссии в антикоррупционных расследованиях пока не засветился. Видимо, масштаб личности не тот.
С Сечиным всё более-менее понятно благодаря журналу Forbes, который оценил годовой доход главы «Роснефти» в кризисном 2015 году в сумму порядка 600 миллионов рублей. Также в публикации есть интересное примечание: согласно корпоративному стандарту, по решению совета директоров компании топ-менеджерам «Роснефти» могут быть выплачены любые бонусы за выполнение должностных обязанностей. Про такого руководителя госкорпорации можно писать и писать. Верхом цинизма, на мой взгляд, стало обращение Сечина к власти в кризисном 2014 году, когда менеджер-олигарх попросил для «Роснефти» 1,5 триллиона рублей.
А вот повышенное внимание Алексея Навального к Игорю Шувалову куда более интересно. Напомню, что Шувалов стал «знаменит» благодаря наличию заграничной недвижимости. Впервые про шуваловскую заграничную недвижимость Навальный написал еще в августе 2012 года, после чего нет-нет, да и периодически напоминал читателям про чиновника, любящего арендовать зарубежные квартиры. Последнее такое напоминание в его блоге было сделано 12 мая 2016 года. Какой смысл педалировать одну и ту же тему на протяжении почти четырёх лет, тем более, что и сам Игорь Шувалов от факта наличия арендованной недвижимости не открещивается? Кроме того, если доверять РБК как источнику, Шувалов ликвидировал свои офшоры после соответствующего президентского указа, предпочтя остаться во власти, в отличие от того же Романа Абрамовича. Оставшееся заграничное имущество Шувалов арендует у компании, зарегистрированной в России. Поэтому здесь, с точки зрения права он чист.
Традиционно Игоря Шувалова в политологических кругах рассматривают в качестве «системного либерала», такую оценку ему давали еще в 2005 году некоторые эксперты. Людей такого типа в окружении Путина не так много, и обычно они связаны с финансово-экономическим блоком правительства. Навскидку можно назвать Алексея Улюкаева, Антона Силуанова, но также Эльвиру Набиуллину, Анатолия Чубайса и, конечно, Алексея Кудрина, который считается неформальным лидером сислибов. Большинство российских системных либералов - выходцы из ельцинской команды, как и Шувалов, возглавивший в мае 2000 года аппарат правительства Михаила Касьянова, ныне находящегося в оппозиции и подвергаемого ожесточенной травле со стороны прокремлевских сил.
На фоне функционеров госкомпаний, просто и тупо обирающих людей ради собственного обогащения, Шувалов даже вспоминает о необходимости поддержки образования и здравоохранении (почти диссидентство по нынешним временам!): «Одно дело, когда мы инвестируем в улучшение инфраструктуры здравоохранения и образования, а офисы вообще для органов власти надо запретить строить, никому ничего не строить. Просто запретить, и все».
В связи с этим нельзя не вспомнить бессмертные строчки Иосифа Бродского:
«И от Цезаря далеко, и от вьюги.
Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
Говоришь, что все наместники - ворюги?
Но ворюга мне милей, чем кровопийца».
Письма римскому другу (1972)
Ни в коем случае не хочу заниматься обелением Шувалова, либо каких-то других функционеров нынешнего режима. Офшоры, дети за рубежом, лечение в зарубежных больницах, элитная недвижимость – всё это стало характерными чертами собирательного портрета высокопоставленного российского чиновника. Коррупция, безусловно, является злом, и бороться с ней необходимо. Однако лично я считаю гораздо большим злом секту «запретителей», оккупировавшую высокие кабинеты. Госдума как взбесившийся принтер принимает по указке из Администрации президента один за другим «запретительные законы». За последние годы среди нас, как нам дали понять, оказалась масса «иностранных агентов», при этом телефонные переговоры политически «неблагонадежных» россиян записываются, фактически ведётся тотальная слежка за каждым известным критиком режима. Создаются карательные структуры вроде Росгвардии, полномочия которой, по моему мнению, выходят далеко за рамки действующей Конституции. А глава СК Бастрыкин по сути предлагает считать экстремизмом фактически любую критику властей.
Именно чиновники и депутаты, наиболее рьяно поддерживающие слепой и бездумный изоляционизм и внушающие населению, что мы живём в осаждённой крепости, отбирающие наши права и свободы, – являются приоритетной угрозой для страны, именно на противодействие им должны направляться все силы демократического сообщества.
К сожалению, лидеры оппозиционного лагеря так и не смогли перешагнуть через личные амбиции и объединиться для участия в предстоящих выборах в Госдуму. Возможно, лидером, способным реально объединить демократические силы, мог стать Борис Немцов. В отличие от многих других оппозиционных лидеров, у него был серьёзный опыт государственного управления, действующий статус депутата областного парламента и подчеркнутый демократизм. Но этого не произошло, и Немцов был демонстративно расстрелян на мосту напротив Кремля. В итоге вместо обсуждения полноценного участия объединенной демократической оппозиции в сентябрьских выборах, мы обсуждаем что угодно – от недвижимости Шувалова до «прегрешений» чиновников помельче. А сами лидеры оппозиционных партий осыпают друг друга не менее жесткими обвинениями и упреками (см. мой пост «Блеск и нищета Демократической коалиции»).
Наконец, обещанный опрос о деятельности Навального.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
|
</> |