рейтинг блогов

Достойна ли Элеонора Прей памятника во Владивостоке?

топ 100 блогов vladivostok26.05.2012 Достойна ли Элеонора Прей памятника во Владивостоке?
Элеонора Лорд Прей (1868-1954)

Уважаемый латинянин в предыдущем посте задал вопрос, который наверняка волнует не только его. Сначала я хотел просто ответить, но понял что одним каментом не обойдешься. Итак, достойна ли американка Элеонора Прей, письма и фотографии которой вышли уже несколькими (5-ю) изданиями во Владивостоке и завоевали признание тысяч владивостокцев не только в городе, но и владивостокской диаспоры по всему миру, отдельного памятника в ЛГЗ?

На этом, собственно, можно было и закончить пост, но сегодня суббота, время есть, настроение хорошее и я буду аргументировать. Итак, речь, как я понимаю, вообще идет о том, достойны ли гости города, даже самые знаменитые, памятников в нашем городе? Латинянин, в частности упоминает Соммерсета Моэма, который когда-то проездом посетил Владивосток и задается вопросом: что, мол и ему памятник ставить будем? По мне, так и Соммервиля (агентурный псевдоним Моэма) неплохо бы увековечить, поскольку он запечатлел Владивосток сразу в двух произведениях: романе "Эшенден или Британский агент" и рассказе "Сон". Причем Моэм попал в хорошую компанию по созданию образа Владивостока в мировой литературе, поскольку о Владивостоке в своих произведениях писали: Всеволод Крестовский и Антон Чехов, Давид Бурлюк и Даниил Хармс, Борис Пильняк и Борис Пастернак, Арсений Несмелов и Ален Гинсберг, и Лоуренс Ферлингетти и Хулио Кортасар, Юлиан Семенов и Ян Флеминг... Но не о них речь.

Элеонора Лорд Прей, несмотря на свое громкое имя, не была ни знаменитостью, ни великой писательницей. Хотя нет, писательницей она все-таки была. Может быть не великой, но весьма талантливой, иначе почему 100 лет спустя тысячи людей взахлеб читают ее личные письма. Значит, что-то в них есть. И потом, Элеонора не была гостьей - она приехала во Владивосток, когда ей было 26 лет и прожила здесь лучшую, как она считала, часть своей жизни.

Чехов и Моэм были здесь проездом, а Элеонора прожила 36 лет (1894-1930) и полюбила Владивосток так, как мало кто его любил и любит из уроженцев города. Она не покинула его, когда у мужа закончился контракт, она не покинула его даже тогда, когда Фред умер, она не уехала, когда пришли красные и экспроприировали ее собственность, когда ей пришлось работать, чтобы не умереть с голоду, когда ее лишили средств к существованию...

Из письма Э.Прей: "Вряд ли кто-то любит это неухоженное место так, как я. Все смеются надо мной, а я ничего не могу с собой поделать. Одна только мысль, что можно жить где-то, где я не буду видеть эту голубую бухту (речь идет о Золотом Роге - che_ck) и два залива (Амурский и Уссурийский) приводит меня в ужас".

Ее вынудили уехать в 1930-м году, когда закрыли последний магазин "Кунст и Альберс", где она в тот момент работала бухгалтером и она оказалась на улице. В советские учреждения и на предприятия ее не брали по причине того, что она иностранка. Но дело, конечно,  не в этом. Я вот тоже люблю Владивосток и хрен когда отсюда уеду. Заслуга Элеоноры не в том, что она прикипела душой к городу и не хотела жить там, где она не будет видеть восход солнца со стороны Уссурийского, а закат - за сопками Амурского залива. Заслуга ее в другом.

В своих знаменитых письмах Элеонора Лорд Прей создала хронику, эпопею, сагу...- называйте как хотите, владивостокской жизни конца XIX - первой трети XX века. Если когда-нибудь выйдут все 5 или 7 томов ее писем, а сейчас сложно подсчитать, сколько она всего написала - это будет самый крупный и информативный источник по истории Владивостока того времени. В ее архиве Биргитта Ингемансон - главный посредник между нами и Прей, обнаружила более 2000 писем-рассказов (по другому не могу их назвать - там в каждом письме сюжет и пару историй из городской жизни) - в каждом по 7-8 страниц (всего 16 000 страниц, но надо сказать, что не все письма сохранились). В них Элеонора касалась всех сторон жизни города: политика, экономика, культура, военные дела, быт, китайцы, корейцы, японцы, жизнь дипломатических миссий и многого другого. Представьте, какой это труд: она ведь писала друзьям и родственникам по 3-4 письма в неделю!

Но и это еще не все. Увлекшись фотографией, Элеонора сделала около тысячи снимков Владивостока, многие из которых уникальны, поскольку у нее был оригинальный взгляд и она снимала не обычные ракурсы города, которые можно увидеть на известных открытках, а почти всегда эксклюзив. Фотографии она увезла с собой в Китай, сохранила там, пройдя японские лагеря и депортацию и умудрилась передать письма и фотографии потомкам, которые вернули их нам.

Одним словом, Элеонора Прей, по моему глубокому убеждению, вполне достойна во Владивостоке памятника с надписью: "От благодарных владивостокцев". Кстати, фактически так оно и будет - памятник будет установлен на частные пожертвования тех, кто именно так и считает. Насколько я знаю, средства уже собраны. Так что возмущенные граждане могут успокоиться - городская администрация тут не при чем и он будет установлен не на наши налоги.

Если этих аргументов недостаточно, назовите мне хотя бы одного человека, сыгравшего такую же роль, как Элинор Прей в сохранении и возвращении исторической памяти Владивостоку. Я, как историк, могу назвать еще пару имен, но, как ни странно, это тоже будут американцы: Мэрилл Хаскелл и Роберт Эйхельбергер. Последний, правда, собирал фото Владивостока по долгу службы (он, как и Моэм, был разведчиком), но надо тодать ему должное - сохранил в личном архиве около 700 фотографий Владивостока времен гражданской войны и интервенции. Хаскелл прожил во Владивостоке полгода, Эйхельбергер потора, так что, сами понимаете, даже они, при всей любви к фотографии и бережном отношении к материалам о Владивостоке, не дотягивают до подвига Элеоноры Прей.

PS. Насчет памятника. Место уже выбрано - это площадка перед Почтовой конторой на Светланской (ныне Главпочтамт), где Элеонора ходила из Содомского переулка на почту, но как будет выглядеть сам памятник, пока не ясно. Есть несколько вариантов, но лучшим я считаю тот, где нет постамента и Элеонора просто идет по улице и несет на почту письмо. Если же победит вариант со скамейкой (за него вроде бы высказалась Биргитта Ингемансон), то она должна не просто сидеть на лавочке, а писать письмо.

PPS. Могла ли Элинор Лорд Прей догадываться, что рутинный ритуал, который она выполняла из года в год на протяжении 36 лет, через столетие станет предметом пристального внимания и восхищения в ее любимом городе? Конечно нет, но если бы она узнала о том, как мы благодарны ей за это, она была бы счастлива.




Оставить комментарий

Ivan Brusensky 06.09.2014 16:02
ДА,СТРАННО,НИ ОДНОГО КОММЕНТАРИЯ.
Архив записей в блогах:
Ёптвоюмать, три вакцины в стране, а прививку сделали 12 миллионов. Меньше 10%. Ну ок, половина переболела, но остальные то? Сука, прям раздражает. Всё сомневаются, всё не ...
По материалам статьи "Неуниверсальный автомат", А.Кириндас, М. Павлов, ТиВ №2 2013 Т-26 с 37-мм автоматической пушкой ( кликабельно ) Одним из вариантов применения 37-мм автоматического орудия ОКБ-2 (Шпитального), созданного в 1937 году - было использование его в качестве танков ...
Совершенно случайно обнаружил, что мой журнал периодически блокируется на несколько часов кряду. Сегодня он был заблокирован примерно с 14.50 до 17.45. ...
Ещё один мегапроект прошлого года, частный заказ. Выходные - самое то время, чтобы вспомнить об интересных выполненных работах :-) 100шт бесцветных изогнутых сосулек , 100шт цветных таких же, 50шт сосулек первого вида , рельефных. За основу ...
Знаете, что самое интересное в путешествии в Париж на поезде ? Виды из окна. Пейзажи постоянно меняются: центральная Россия готовится к зиме, листва уже облетела, в Западной Беларуси и Германии золотая осень, а французы наслаждаются тёплым Бабьим летом! Вместе с природой интересно ...