Доставить по назначению (1989) /Мишень (1983)/ Дело фирмы (1990): Джин Хэкмен в

Начинается фильм с демонстрации мрачности и суровости советского военного блока - развода караула на площади в Тиргартене Восточного Берлина.


Добро пожаловать в восточногерманский МОРДОР, мвахахахахааааааааа!!!

Итак, Восточный Берлин. С удивительно правильно подобранным автопарком - Жигули и Шкода. Даже удивительно.


Суровый отряд восточногерманских солдат с шевронами полиции ФРГ, которые забыли снять костюмеры, вламываются в некий частный жилой дом - разумеется, убогий, обшарпанный и старый, как и положено при socialism.


Суровый восточногерманский гестаповец арестовывает некого американского сержантика, который черт знает как оказался в Восточном Берлине. Теперь его, надо так полагать, отправят долбить киркой снег в Sиbирь!

Советские союзники, которые всегда сопровождают товарищей по делу строительства социализма - одобряют.


А из салона Вартбурга за этим наблюдают американо-советские представители... Судя по тому, что от американцев присутствует отец Кевина Маккалистера из "Один дома", дело серьезно.

Да, товарищ, перестройка далеко простерла свои руки в дела человеческие. Именно сюда, в Восточный Берлин, как раз прибыли силы обеих сторон холодной войны, США и СССР, для обсуждения вопроса подписания договора о запрете ядерного оружия.


Кинохроника данного события поражает своей аутентичностью, товарищ. Ровно до того момента, пока мы не видим советских генералов с шинельными петлицами солдатско-офицерского образца. ДА еще и какого-то мини-размера.

А ведь в остальном все практически идеально...

В очках - представитель советской дипломатической стороны, имя которого неважно. А в центре - молдаванин Борис Лескин, которого американские продюсеры даже в титры не вписали, сволочи. А это, между прочим, министр иностранных дел! И сие подтверждено позднее документальным немецким фильмом "Третья мировая война"!

Папаха к солдатско-офицерским петлицам тоже неплохо подходит.

Хотя это вне протокола, но на самом деле главный военный на этой встрече - товарищ генерал Юрий с весёлым набором орденов, среди которых орден Победы. Он весь фильм сурово молчит, намекая на страшные помыслы советской реакционной военщины.

Самый веселый старикашка Советов, напоминающий облысевшего Суслова, традиционно радует аутентичнейшим русским языком: "На протьяжэнии нашэй истории, Йурий!" - старательно произносит он фразу, совершенно не соответствующую титрам внизу (аххххххх, классика!!!).

"Я не хочу больше это слушать" - практически без акцента отвечает Юрий. Значит, теперь дело за советским полковником без имени, который носит значок Отличника Советской Армии.

Впрочем, по фильму можно понять, что это стандартная практика в Советской Армии...

Еще мне нравится, что все генералы в СССР - Герои Советского Союза, в лучших традициях "Джеймса Бонда" и "Рокки-4". А все потому что это и есть униформа, которая взята из "Рокки-4" и "Джеймса Бонда"!


Подробности - у товарища

К сожалению, на этом клюква как таковая и заканчивается, но зато в тот же день начались основные события. Служивший в охране встречи Джин Хэкмен со стороны армии США арестовал с патрулем прогуливавшуюся в лесополосе близ съезда немецкую молодую пару. Ввиду того, что общее распоряжение территорией принадлежало немецкой полиции, пришлось без разговоров сдать арестованных подоспевшему патрулю, даже не проверив рюкзаки. И это вышло Хэкмену боком! Это оказались подготовленные террористы, которые сразу после саммита взорвали машину американского генерала и добили всех оставшихся в живых из Узи. Хэкмен, прибежавший со своим патрулем, не смог захватить террористов, которые унеслись на машине с американскими флагами.

Это очень серьезный прокол, и отец Кевина Маккалистера, которого зовут Глен Уитакер, делает ему выволочку. Чтоб загладить свою вину, Хэкмен должен выполнить следующее задание - отконвоировать в Америку американского военного дезертира, Уолтера Хенке, который удивительно похож на Томми Ли Джонса.


Однако сразу после приезда в США Донован сбегает, а навестив его жену, Хэкмен видит, что портрет Донована на стене явно не совпадает с его арестованным. Где же настоящий Уолтер Хенке? Хэкмен не знает - он в американской военной тюрьме. Это тот самый арестованный в начале фильма в ГДР щегол-сержантик. Из тюрьмы его, тоже чтобы загладить его вину, берет тот же самый Уитакер и дает важное военное задание - внедриться в банду чикагских неонацистов, так как по предварительным сведениям, русские ходят использовать их для убийства американского президента.

И дальше начинается основной сюжет фильма. Хэкмен со своей бывшей женой и другом из полиции начинает рыть в поисках объяснения и натыкается на странных людей в автомобилях силовых ведомств, тайные убийства, обрубленные концы и прочие радости политических триллеров. Но так как триллеры 80-х не слишком изобретательны, то уже к первой трети становится понятно, что перед нами очередная перепевка "Шакала". Хотите спойлеров? Конечно, хотите, ради чего еще это смотреть? Томми Ли Джонс - на самом деле киллер экстра-класса Томас Бойетт, и он работает на американское и советское военное командование, которое желает сорвать подписание договора о ликвидации ядерного вооружения, свалив все на неонацистов и и их якобы приверженца - вовремя подсунутого туда дурака Уолтера Хенке. И как они собираются это сделать? Излюбленным методом триллеров 80-х - убив Горбачева.

Да-да-да, это очередная история про покушение на Горбачева, как в "Еще один секрет", "Белый король, красный конь", "Кризис в Кремле", квесте "KGB"; и т.д. и т.п. Только тут главные плохиши - не советские консерваторы, хотя и они тоже, но и родные преступники из числа американских военных и используемых ими полицейских и неонацистов.

Убийство должно произойти на саммите в Чикаго, куда должен прибыть Горбачев. Там толпится возмущенный народ, показывая своей грандиознейшей массовкой невообразимый бюджет этого фильма.


Просто насладитесь видом советского генерала с офицерской кокардой, шнуром с аксельбанта на фуражке и в трикотажных перчатках из ближайшего супермаркета.

При этом надо отдать должное фильму, для 1989 г. ситуация с аутентичностью близкая к идеальной. Мало того, что реквизит и костюмы почти точные, в кадре звучит чистейшая русская речь (ну, почти всегда). А Горби вообще как живой, ухитряется заткнуть за пояс даже коллегу из "Голого пистолета".

"Ми дагаварились с русскими и амьреиканцами а васмошьности фотосьемки! Телевизиеные кампании абьещали мнэ, шьто эта састаитца сиводня вьэчером" - продолжает гнать старикан отесебятину, которая вообще не совпадает с титрами. Их что, на слух переводили?

Кино в целом, несмотря на предсказуемость вплоть до практически дословного повторения финала "Шакала" - довольно качественный триллер с логичным и правдоподобным (насколько это возможно для такой идеи) сюжетом, неплохой режиссерской работой, отличными актерами и хорошим для тех времен экшном. Ну, и аутентичность, конечно - повторяю, Меченый вообще как живой.

Что еще удивляет - для съемок кроме советской формы ухитрились раздобыть где-то и настоящую советскую "Чайку"!

Лучший кадр фильма!

В конце Меченый спасен, соцблок уничтожен Хэкмен обещает выступить с разоблачениями в Сенате, а отца Кевина с советским полковником убивают, чтобы замести следы. Полковника жалко, это Анатолий Давыдов - очередной забытый исполнитель микроскопических ролей русских в никому не нужных фильмах 80-90-х.


Клюквы, итого, немного, но Джин Хэкмен в борьбе с реакционерами собственной армии в ремейке "Шакала" с СССР и Восточной Германией - это, согласитесь, чего-то да стоит. Вообще Джин Хэкмен в 80-е удивительно часто ездил в Восточную Германию в своих киновоплощениях. Жаль, что эти фильмы были откровенно скупы на клюкву даже по сравнению с "Пакетом". Впервые он отправился туда в триллере Мишень / Target (198 ). Сюжет был таков - Джин Хэкмен играл владельца небольшой лесопилке в Техасе, у которого неожиданно похитили жену, и он ищет ее вместе с сыном. Выясняется, что Хэкмен - бывший агент ЦРУ, а в похищении явно виновен агент Штази Шредер, который таким образом мстит за убийство Хэкменом его жены и сына много лет назад. Но Хэкмен их не убивал - и он понимает, что его кто-то подставил. Для того, чтобы найти врага, он отправляется в Восточную Германию. Там, впрочем, ничего особенного не было. Просто КПП на границе играет какая-то хибара с флагами, кадры с которой перемежаются кадрами кинохроники границы ГДР, а за железным занавесом Хэкмену удается встретиться со Шредером, который живет на пенсии с личным телохранителем с калашом.





В конце жену спасли и оказалось, что Хэкмена подставил его сослуживец Барни, двойной агент, которого Шредер вместе с собой и взорвал ко всеобщему удовольствию в каком-то ангаре, набитом сбитыми военными самолетами - хэппи-энд. Нормальный в целом шпионский триллер для своей эпохи, хотя местами немного занудно. Потом Хэкмен снялся еще в одном, повеселее и поинтереснее - "Company Business" (1990). Его как только не переводят - и как "Коллективное дело" и как "Дело фирмы"... в основном как "Дело фирмы", потому что, как я понимаю, Company - это известная отсылка к прозвищу ЦРУ. Но можно перевести и как "Дело компании", потому что это бадди-муви. Короче, очередной американский каламбур.
Короче, в чем суть. Джин Хэкмен на сей раз - отставник ЦРУ, который ушел в мелкий бизнес - промышляет промышленным шпионажем и обычным, воровством мелким и крупным, контрабандой - короче, типичный фрилансер 80-х из ЦРУ. Но однажды по старой памяти его приглашает родное ведомство и предлагает небольшую халтурку. Много лет назад в СССР поймали возле Ташкента агента Эрнста Собола и посадили далеко и надежно. Теперь КГБ хочет обменять его на своего посаженного агента Петра Грушенко - плюс два миллиона долларов в бонус. Хэкмен будет опять конвоиром. Хэкмен откровенно смеется: "А чего так стараться? Подождите пару месяцев, и Горбачев вам сам его отдаст в качестве жеста доброй воли" ЦРУ отвечает: "Горбачев может столько не усидеть..."

Петр Грушенко говорит с ярко выраженным русским акцентом, что неудивительно - это же Михаил Барышников, которому не слишком везет на кинороли. Но хотя бы этот фильм получился ничего.

Итак, обмен будет в Восточном Берлине. По пути показана едва ли не единственная клюква фильма, да и та бутафорская - Барышников рассказал Хэкмену о том, что такое водка "Старка" и учит пить ее в типичном ряженом русском ресторане Берлина с VODKA, BALALAYKA and IKONA.




Германия объединена, Стена пала - но КГБ пока еще действует, и русские остаются в Восточном Берлине. Обмен произойдет на закрытой станции берлинского метро, куда мужиков отвозит немецкий машинист на узнаваемых желтых вагонах.

По пути они видят агентов КГБ, больше похожих на террористов или бандитов - в штатском, балаклавах, с оружием... и с приборами ночного видения.



На обмене Хэкмен неожиданно узнает в Соболе недавно исчезнувшего ученого из Техаса. Поняв, что тут что-то не так, он кричит Барышникову, и тут же начинается стрельба. Назад пришлось бечь под обстрелом из всех орудий.


Сперев из магазина пару ветровок с изображением Меченого, они скрываются в этом городе. Быстро выясняется, что и ЦРУ ведет какую-то двойную игру, так что доверять нельзя никому.

Забавна сцена угона Трабанта, в которой Хэкмен химичит с отмычками, а знающий нашу жизнь Барышников тупо пинает дверь, и она открывается сама. Ин Совьет Дойчланд автомобиль сам открывает себя!

Надо сказать, что кино отчасти комедийное, хотя комедия эта часто смахивает на странный и не всегда уместный фарс. Самая безумная сцена - когда Барышников и Хэкмен сбегают к арабскому торговцу оружием, который несет совершенно балаганные диалоги, а балкон у него заставлен ящиками с Стингерами и кучей боеприпасов.

Со стороны русских свое расследование ведет резидент КГБ со скромным именем Григорий Голицын. Его играет Олег Рудник, еще один эпизодист, которого вы могли видеть в таких выдающихся шедеврах как "Юрий Носенко. КГБ" (1986), "Космическая одиссея 2010" (1984), "Москва на Гудзоне" (1984) и... и все, по сути. Ну, теперь я знаю, как выглядел тот несчастный детектив, бывший кгбшник Голицын, смерть которого расследовали в квесте "KGB".

В общем, мужики поняли, что КГБ пыталось под видом Собола пропихнуть своего человека - он до этого легализовался в США и стал тем самым профессором, который типа внезапно исчез. Очевидно, кто-то его раскрыл и теперь ему пришлось сбежать в СССР и возвращаться в США под видом Собола. В итоге Хэкмен и Барышников свалили в Париж, где у Барышникова есть симпатичная тян... Нет, все легально, это его дочь.

КГБ и ЦРУ схватили тогда ее в качестве заложницы, чтобы Барышников вернулся, но Хэкмен с помощью хитрого приема (на самом деле не очень хитрого) их обманул и всех спас. В конце Барышников и Хэкмен отдыхают в ресторанчике и собираются убежать на тропические острова, а Барышников звонит приятелю в ЦРУ и говорит кодовую фразу: "Собол опять поет американский гимн". Фраза, как это водится, не совпадает с титрами в кадре! Да что же за безрукий идиот, выгнанный из американского ПТУ, их писал?

И на этом, пожалуй, все. Надеюсь, вам понравился этот выпуск. Выпьем водку "Старку" за zdorovie Джина Хэкмена и успех почившей Восточной Германии с героями КГБ! Nazdorovie!

|
</> |