Достала исламофобия
ru_antireligion — 28.02.2011
Очень распространены опасения, что
если так дальше продолжится, то в скором будущем нам всем конец -
исламизация, что-то вроде одного из коней апокалипсиса. Исламисты
столько нарожают детей, что шариат придется вводить даже на
космических станциях. Ужас, ужас, ужас... Особенно поражают призывы
"давайте что-то делать". Да, давайте. Давайте из страха наломаем
дров и желательно побольше. Как будто ислам можно дискредитировать
больше, чем это уже сделали некоторые его приверженцы.
Все подобные страхи основаны на интуитивной экстраполяции текущих тенденций в бесконечность. Но если мы что-то и знаем о тенденциях, так это то, что они переменчивы, и ничто не длиться бесконечно. Несколько примеров.
В конце 19 века кто-то подсчитал, что города растут очень быстро, из-за чего значительно увеличивается потребность в транспорте. Он заключил, что лет через 50 конский навоз будет представлять очень большую проблему для жителей крупных городов. Прошло более 100 лет, а конскую лепешку в городе трудно будет достать даже за большие деньги.
Более близкий к теме пример. 200 лет назад Мальтус очень переживал за рост народонаселения в Европе и призывал всячески его сдерживать, иначе катастрофа. Но сегодня больший страх вызывает "вымирание Европы". Те, кто работают над демографической политикой в Европе, готовы приносить жертвы любому богу, если от этого европейцы начнут больше рожать. Но курьез еще и в том, что Мальтус считал Китай и Индию умеренно воспроизводящимися регионами.
В 70-ых прошлого века темпы роста японской экономики поражали и пугали. Скоро-скоро, как думали, экономика Японии станет первой в мире, а потом будет мировое господство. И все мы будем есть палочками. Но очень скоро Япония оказалась в кризисе, из которого мучительно выбиралась.
Если отвлечься от страхов, кто сказал, что с исламизацией будет иначе? В конце нулевых появились мнения, что исламизм теряет популярность. Причина проста: ядерный ислам не облегчает жизнь людей, а скорее наоборот. Аль-Каида преуспела в 90-ых и стала знаменитой в начале нулевых. Но за вторую половину десятилетия не смогла придумать ничего нового и распространить свои идеи. Превращение организации в движение, о чем так мечтали лидеры, в большей мере ей повредило, чем помогло.
1 января в Александрии исламисты подорвали коптских христиан, выходивших из церкви после праздничной службы. Ответственность взяло на себя отделение Аль-Каиды. Расчет был прост. Копты являются притесняемым меньшинством в подавляюще мусульманском Египте, и постоянно в претензиях к мусульманам и правительству. Исламисты рассчитывали разжечь межрелигиозные столкновения, но просчитались. Эффект оказался противоположным. Копты действительно начали активно протестовать на улицах, но мусульмане присоединились к протестам. Более того, мусульмане, включая женщин, оцепили коптские церкви, заявив, что готовы стать "живым щитом" и охранять своих сограждан чуждой им веры. Взрыв осудили даже "Братья мусульмане"
Пройдет всего три недели, и копты будут охранять мечети, чтобы полиция и службы безопасности не помешали мусульманам молиться, и чтобы потом вместе пойти разгонять полицию. Позднее они будут живым кольцом охранять мусульман во время молитвы на Тахрире, а мусульмане в свою очередь станут живым кольцом, чтобы копты могли провести на площади христианскую службу. Более того, уже всемирно знаменитые на тот момент "Братья мусульмане" возразят иранскому клерикалу, что египетская революция народная, а не мусульманская, и намекнут, чтобы он не лез не в свои дела.
Все наблюдатели обратили внимание, что исламисты проспали волнения в Африке и на Ближнем Востоке. Они явно не смогли даже толком отреагировать на происходящее. Аль-Каида оказалась, наверное, последней организацией, которая заявила, что она думает по поводу событий в Ливии, и то после обвинений Каддафи в ее сторону. Главного тунисского исламиста, вернувшегося на родину, ждал прохладный прием. Все обошлось без него. Политическая программа оказалась гораздо эффективнее, чем программа террора и радикальной идеологии.
Если исламизм действительно утрачивает популярность, то недавние события в преимущественно мусульманских странах в еще большей мере ослабляют его. Однако тенденции крайне плохо поддаются прогнозированию, поэтому трудно сказать, увидим ли мы закат исламизма или же за временным спадом последует новый подъем.
Но есть и более существенное обстоятельство, которое все больше отодвигает исламизм в прошлое. Растет вес стран Азиатско-тихоокеанского региона, в первую очередь, но не исключительно, Китая. Азиатские государства с преимущественно монголоидным населением играют все большую роль в мировой экономике, политике и как следствие культуре. "Сейчас внимание всего мира приковано к Китаю", - говорил Сахоров, и был неправ. Внимание к Китаю поворачивается только сейчас, хотя еще недавно оно было обращено к Ближнему Востоку и "войне с терроризмом". В марте Китай должен одобрить новую пятилетку. И нет сомнения, что одобрение в данном случае - просто формальность. Теперь основой китайской экономики будет то, что отдельные высоко-духовные граждане называют "потреблятством". А новыми ориентирами станут биотехнологии, альтернативные источники энергии, новые материалы и информационные технологии следующего поколения. Назревает новое соперничество между региональными лидерами. И по мере развития этой тенденции роль исламизма в мировом масштабе будет все больше слабеть.
Новые азиатские лидеры испытали воздействие авраамических религий в наименьшей степени. Вопрос о существовании бога им не столь важен. Для их культуры характерна своеобразная религиозная терпимость: ты можешь исповедовать что угодно, пока это не мешает тебе работать, а государственной власти функционировать. Предельно радикальный исламизм, стремящийся к насильственному изменению культуры, может рассчитывать только на репрессии со стороны дхармических культур. В свою очередь Запад уже давно ведет "войну с терроризмом", и даже европейская терпимость медленно, но верно истощается даже не к исламизму, а к исламу. Мало того, даже в родных странах позиции исламистов более сомнительны, чем это было десятилетие назад. Исламизм остается востребованным в государствах, целостность и само существование которых под вопросом.
Update: созрели «"Аль-Каеда" призвала тунисцев и египтян к повторному восстанию»|
|
</> |
Онлайн-ТВ как часть цифровой медиасреды
"О, сколько нам открытий чудных..."
Стой, кто идет?!
Корни "Посейдона" и "Буревестника"
Катарантус — цветок для моего сада
Государственный визит Короля и Королевы Дании в Эстонию. День 1.
просто так
Как выбрать хорошего мужа?
Секс. До и после. Первая серия второго сезона

