Досталь. Три фильма из Союза
pasha_popolam — 24.11.2024Николай Досталь у нас в основном известен по комедиям из 90х – «Маленький гигант большого секса» и «Полицейские и воры», которые часто транслировали по ТВ. А так же по артхаусной дилогии «Облако-рай», сериалу «Штрафбат» и резонансному последнему фильму «Монах и бес». Между тем Досталь начинал свою карьеру будучи советским режиссёром и успел снять три полнометражки, не считая «Облака», до 1991 года. Ко всему прочему Досталь, режиссёр с одной из самых странных биографий в советском/российском кино и я попытался разобраться в его извилистом творческом пути и в том как он дошёл до «Штрафбата».
Начнем с происхождения, оно реально необычное. Отец Николая Досталя Николай Владимирович был чешского происхождения по отцовской линии. После революции семья переехала из Саратова в Москву. В 20-30е годы Досталь старший окончил электромеханический институт и странным образом ГИК и даже успел поработать там замдиректора.
До войны работал на разных киностудиях по Союзу, в том числе в Ашхабаде, где женился на внучке одного из основателей бахаизма, персиянке Джахантаб Сарафи Али-кызы. Ушёл на фронт в 1941, а в 1942 родился его первый сын Владимир, ставший впоследствии продюсером и занимавший посты в системе Мосфильма. Н. В. Досталь пропал без вести, но как оказалось впоследствии, он был в плену и вернулся домой в 1945м. Что характерно, совершенно без последствий в режиссёрское кресло, сначала на «Союздетфильм». В следующем 1946 году рождается второй сын, это уже собственно сабж – Николай Николаевич Досталь, а его мать персиянка умирает.
В следующем же году Досталь старший уже работает на «Мосфильме» и женится на Наталье Андросовой (урождённой княжне Наталье Александровне Искандер) — праправнучке Николая I, последней из семьи Романовых. Впрочем Наталья всю жизнь тщательно скрывала своё происхождение, жила на Арбате в полуподвале и работала в шоу «Гонки по вертикали» в Парке Горького. Андросова была звездой московской богемы и водила знакомство со многими известными людьми, по одной из версий она была агентом советских спецслужб, а с 80х вошла в круг потомков царской семьи. Андросова собственно и занималась воспитанием детей Досталя после его странной гибели на съёмках очередного фильма в 1959 году.
После инцидента обоих братьев взял под опеку (кроме Андросовой) Мосфильм. С этого всё и завертелось. Впоследствии братья много работали вместе, в том числе и над пресловутым «Штрафбатом». Но сначала были три фильма Досталя младшего, снятые на Мосфильме по сценариям Александра Бородянского. Тут надо сказать, что хоть всё три были сняты в период с 1985 по 1989, назвать их однозначно «перестроечной чернухой» нельзя. Во всяком случае в сравнении с другими подобными. Хотя конечно фильмы эти реалистично воспроизводят скупой, мрачноватый быт разных исторических периодов Союза, но черту не переходят и упор там всё же на психологизм, а не на социалку.
«Человек с аккордеоном» 1985. Дебют Николая Досталя снятый по повести Анатолия Макарова. Вероятно снимался под празднование 9 мая и впервые был показан по ЦТ. Он полон полноценных музыкальных номеров - довольно органично вмонтированных в действие шлягеров 30-40х годов. Всё в исполнении Золотухина, так что можно считать фильм его бенефисом.
Сюжет охватывает первые послевоенные годы. С войны возвращается бывший артист оперетты Дмитрий Громцев, получивший серьёзное ранение и вынужденный расстаться с надеждами на артистическую карьеру. Громцев поступает учится в институт финансов и попутно выступает на свадьбах, в качестве приглашённого музыканта. Второй сюжетной линией идёт драматическая история поисков Громцевым своей невесты, которую играет Алфёрова.
Сказать по правде, мне лично никогда не нравился Золотухин, и вряд ли я стал бы смотреть этот фильм, наткнись на него в 80х по телевидению. Да и не рассчитан он был на молодёжную аудиторию, а скорее на фронтовое поколение. А вот теперь я его с удовольствием посмотрел, картина отлично сделана для дебюта. К тому же учитывая её мизерный бюджет. Атмосфера послевоенной Москвы передана скупо, ненавязчиво, но точно и выразительно, и дело тут даже не в локациях и декорациях, она в диалогах, игре актёров. Пуговкин, Сошальский, Евстигнеев, Садальский в ролях второго и третьего плана сделали этот фильм. И ещё это прекрасно подобранные фактурные актёры эпизодов.
Что касается идеи фильма. В нём конечно же нет ни чернухи, ни какой-то нарочитой критики, если не считать пары эпизодов с горькой иронией в сторону некоторых мещанских, снобистских явлений в послевоенной Москве. А так в основном выносится тяжёлая, сломанная войной судьба главного героя. Впрочем надо отметить, что фильмы Досталя до нулевых не содержали особой чернухи и политических, исторических контекстов. Только с 1999 года братья Достали стали выдавать на поток документальные и художественные сериалы максимально набитые политической конъюнктурой. Хотя конечно следующие за дебютом два фильма не полностью избежали веяний «перестроечного кино».
«Шура и Просвирняк» 1987 год. Не только самый известный из ранних фильмов Досталя, но и самый странный. За простой, реалистичной историей просматривается второе дно и грустный символизм. Другими словами это притча с широкими социальными обобщениями, притворившаяся обычной производственной драмой. Стилистически картина очень схожа с дебютным фильмом, с той только разницей, что антураж здесь несколько мрачнее, а ирония переходит в сарказм.
Сюжет повествует о трудовых буднях и личных переживаниях дружного коллектива телефонной станции, в определённый временной отрезок. А именно в 1953 году и надо полагать это не случайно. Цифры несколько раз выносятся в кадр крупным планом. Надо полагать, этим авторы хотели подчеркнуть момент исторического поворота, а история персонажей должна иллюстрировать перспективы и направление. И абсолютно точно, Бородянский и Досталь рисуют далеко не радужную картину. Временами даже кажется что фильм резко анти хрущёвский и про сталинский. Во всяком случае, принципиальные, прямые и компетентные персонажи именно после 1953 года сменяются лицемерными и подлыми. Впрочем, возможно в этом ещё и проекция на 1983й. А ещё эта картина о том что плохие люди объединяются намного быстрее нежели хорошие.
«Я в полном порядке» 1989 год. Самый малоизвестный фильм Досталя, попытавшийся в перестроечную чернуху. В главной роли Андрей Толубеев, надо сказать отличный актёр советской школы. Кроме него в картине поучаствовали популярная тогда Лариса Бородина, Пётр Щербаков, Смирнитский, Грамматиков и Любовь Полищук. Фильм довольно бесхитростный. Тема картины поднимает проблемы семьи на фоне общества поздней перестройки.
Главный герой – всесоюзный брачный аферист, серьёзно «работающий» на просторах, пока ещё целой страны. Гвоздев живёт в перестроечной Москве и в сравнении с большинством граждан проблем не имеет. Москва 1989 года показана как место для персон авантюрного, криминального склада, вот и Гвоздев живёт в свое удовольствие, считает обывателей шушерой и копит на иномарку. В один прекрасный момент дядю постигает серия неудач, его заносит в город Казань, где он знакомится с девушкой Зиной, молодой, ветреной матерью-одиночкой, загнавший свою жизнь до психушки. Финал несколько визионерский. Закоренелого циника Гвоздева пронимает история провинциалки Зины и её сынишки, живущего в интернате. Вероятно Гвоздев осознаёт, что он тоже является косвенным виновником бед матерей-одиночек.
Итак, после просмотра трёх первых фильмов режиссёра Досталя, а так же припоминая его другие картины, приходят на ум три обстоятельства. Во-первых, Досталь был склонен к отражению в своих картинах столичной жизни на уровне богемы, полусвета и простых обывателей. Он ставил всё это реалистично, с явным знанием дела и сдержанной ностальгией. Вероятно это детские воспоминания под опекой Андросовой. Второе, постоянно всплывающая тема войны и послевоенной адаптации, вероятно связанная с историей отца. И третье, явный интерес автора к проблеме взаимоотношений личности и общества. В фильмах Досталя постоянно присутствует глубоко одинокий человек, а сюжет построен на отчуждении. Тут вероятно уже личные психологические проблемы из детства, связанные с социализацией. Возможно всё это связано с бурной семейной историей и скелетами в шкафу.