Две грани одного "кубика"


Существует мнение, что все народные сказки как родственники: кто-то в той или иной степени похож на остальных. И действительно, почти у каждого народа найдётся свой зверь, свой колдун и, конечно же, какая-нибудь несправедливость, которую нужно исправить. Сюжеты порой повторяются так, будто авторы всех сказок когда-то собрались на "секретный международный фольклорный саммит". Но всё становится сложнее, если попытаться разобраться с историями от коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Там не всё так просто: сказка не всегда сидит себе отдельно в уголке, а часто перемешана с мифами, считающимися среди аборигенов не просто историями, а чем-то вроде "древней правды жизни". Существует теория, что европейские сказки произошли от тех самых мифов, бывших когда-то частью ритуалов. Но со временем обряды канули в Лету, а от мифов остались одни сказки - уже без ответственности за достоверность. Лет 100 ребятишки уже с 5 годков знают, что Баба-яга не прилетит, если плохо себя вести, а Кощей - вообще персонаж исключительно художественный. Но у чукчей, коряков и других народов Севера до совсем недавних времён мифы сосуществовали со сказками, словно два соседа по комнате: один верит в сверхъестественное, другой - в добрых помощников и справедливую борьбу.
Отличить миф от сказки особенно сложно, если главные герои одни и те же. Исследователи, немного подумав, решили: если герой борется со злодеем, получает помощь от кого-то волшебного и при этом уже не создаёт вселенную заново - значит, это сказка. Если же он ещё и миры рождает - добро пожаловать в мифы. Среди всех этих палеоазиатских историй особенно выделяется фигура

|
</> |