Две грани одного "кубика"
bibkniga31 — 13.05.2025
"Если вы в детстве недосмотрели мультик,
недочитали сказку, не отчаивайтесь, когда вы станете родителем, вы
прочитаете все сказки и посмотрите все мультики по паре сотен раз"
(с). Недавно одна из таких мам, что недочитала и недосмотрела,
посетовала - дочь любит сказки, но не все. Пыталась ей предлагать
разные, в том числе и народов России, а дочка отказалась, мол,
"такие не люблю". Что же, вполне понимаю девочку - не все волшебные
истории одинаково интересны абсолютно всем. Ребёнок часто любит то,
что понимает и о чём имеет представление. А если сказочный герой и
обстановка вокруг него непонятны юному читателю, то книжицу он в
сторону отложит, с большой степенью вероятности. Представьте, что
вас с пелёнок окружают Колобки и сусеки и вдруг вам предлагают без
подготовки окунуться в мир, где живут божества Айыы, злые духи
абаасы и так далее (а якутам - всё тип-топ).Существует мнение, что все народные сказки как родственники: кто-то в той или иной степени похож на остальных. И действительно, почти у каждого народа найдётся свой зверь, свой колдун и, конечно же, какая-нибудь несправедливость, которую нужно исправить. Сюжеты порой повторяются так, будто авторы всех сказок когда-то собрались на "секретный международный фольклорный саммит". Но всё становится сложнее, если попытаться разобраться с историями от коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Там не всё так просто: сказка не всегда сидит себе отдельно в уголке, а часто перемешана с мифами, считающимися среди аборигенов не просто историями, а чем-то вроде "древней правды жизни". Существует теория, что европейские сказки произошли от тех самых мифов, бывших когда-то частью ритуалов. Но со временем обряды канули в Лету, а от мифов остались одни сказки - уже без ответственности за достоверность. Лет 100 ребятишки уже с 5 годков знают, что Баба-яга не прилетит, если плохо себя вести, а Кощей - вообще персонаж исключительно художественный. Но у чукчей, коряков и других народов Севера до совсем недавних времён мифы сосуществовали со сказками, словно два соседа по комнате: один верит в сверхъестественное, другой - в добрых помощников и справедливую борьбу.
Отличить миф от сказки особенно сложно, если главные герои одни и те же. Исследователи, немного подумав, решили: если герой борется со злодеем, получает помощь от кого-то волшебного и при этом уже не создаёт вселенную заново - значит, это сказка. Если же он ещё и миры рождает - добро пожаловать в мифы. Среди всех этих палеоазиатских историй особенно выделяется фигура
: он здесь главный герой,
дипломат, создатель и иногда просто наблюдатель. Так что, если
вдруг встретите ворона в какой-нибудь неславянской истории -
знайте: перед вами не просто птица, а полноценная звезда фольклора
определённых народов России. Кстати, именно Ворон-творец "повинен"
в нашем происхождении :). Есть у чукчей не такой уж и старый миф о
том, как первые люди забывают на стоянке огниво и оно превращается
в человека. Ворон-творец говорит ему: "…будь же ты русским… Делай
чай, табак, сахар, соль, посуду! Другие будут брать от тебя!". Есть
у чукчей и другая версия: русский возникает из огнива и создаёт
горы, реки, озёра, придаёт Земле "настоящий вид". И вот это и есть
яркий пример мифа, не сказки. Надеюсь, я смогла вам объяснить
разницу (очень старалась, честно).
|
|
</> |
Аппаратная замена масла в автомобиле: преимущества вакуумной технологии над традиционными методами
Внуковский учебно-тренировочный центр № 21
РобоДент против кариеса
Ква-ква
Москва в октябре 1941 года
О прямой и явной угрозе для Путина Главная цель «Томагавков» назначена?
От Речного вокзала до Мытищ.
Без названия

