Дошли тут по кусачему морозцу до "Снов Сибири" в
megumi_ikeda — 04.12.2022 Дошли тут по кусачему морозцу до "Снов Сибири" в Историческом музее. "Сны" прекрасны, как и полагается. Грозны, величественны и прекрасны.Что сразу хочу сказать - выставка небольшая и по сути своей скорее арт-проект, чем научная экспозиция, информационных стендов мало и они на диво лаконичны в духе "Пазырыкская культура. Случайная находка". Так что если хочется смотреть "вооруженным глазом", лучше заранее почитать про все эти пазырыкские культуры, тагарские культуры et cetera. Впрочем, можно и не читать - а просто ходить, любоваться дивно подсвеченными каменными идолами, выступающими из затемненного зала, выложенными в витринах артефактами далеких времен и исчезнувших народов, петроглифами, вдруг проступающими на черных "под камень" стенах, точно разгорающиеся угли, тигром (амба!), на котором виртуальное пламя рисует огненные полоски, офигительными скульптурами Даши Намдакова (погуглите, там есть над чем зависнуть)... Все это сделано очень красиво, стильно и привлекательно. И, как ни крути, заставляет ощущать и соприкосновение с чем-то практически неизведанным для рядового обывателя, пусть даже усердно учившего в школе историю. Не так давно видела в Интернете достаточно саркастический пинок в адрес недавней кинематографической премьеры по книге Иванова, где вогульских воинов показали дикарями в драных шкурах - хотя к описываемому времени они имели и железные наконечники стрел и копий, и доспехи, и вообще в плане техническом отличались от пришельцев с запада вот вообще не так, как индейцы от англосаксов. И тут, конечно, можно вполне обоснованно аргументировать тем, что художественное произведение решает совершенно иные задачи, нежели научные книга или фильм... Однако ж нельзя не признать, что для большей части населения, не-специалистов, по окончании школьного курса именно популярные фильмы и книги становятся основным источником представлений о том, как оно было когда-то, причем зачастую вовсе на бессознательном уровне... Те самые "я не знаю, откуда я это знаю, но это ж знают все..." Что тут сделать можно, я не очень представляю, тем более что я точно такой же "немного интересующийся" обыватель, как прочие, но делать, думается, что-то надо. Вот хоть выставки такие.
...И еще, конечно, не могу не упомянуть мое всегдашнее изумление при виде какой-нибудь подвески-застежки раннего железного века, изображающей какого-нибудь человеколося, всадника на волке/ящере или лосиху (большой ажурный лось, внутри которого - лось маленький, это ж прелесть что такое, в одном символе сразу столько смыслов - и лостха с лосенком, и беременная лосиха, и вообще "лось, который может дать другого лося"), или вот высеченные на жертвенном камне силуэты быков - изящные, будто прочерченные перышком - смотришь и поражаешься - и тому, что во мгле веков в трудной, полной борьбы и лишений жизни некто считал нужным и важным тратить время и силы не просто на создание вот такого красивого, но еще и явно долго и упорно учиться этому, и тому, что уже на том этапе человеку вполне себе были доступны и символизм, и стилизация, и абстрактное мышление. Благоговение охватывает, уж простите за пафос.
|
</> |