Дороги, которые мы выбираем...
bither — 25.06.2015 Последний раз был в Польше в 1989 году. В Варшаве.Выезжал через советскую таможню в Бресте, со всеми делами - мерзкая совковая таможенница, толстая, с короткими пальцами-сосисками издевалась над нами с кривой улыбкой. Не надо мной конкретно. Над всей толпой, бурлившей на вокзале в Бресте.
Варшава была уныла и сера, закована в бетон новоделов. Во время Варшавского восстания гитлеровцы сравняли часть города с землей. Уцелевший район на другом берегу Вислы, кажется, назывался Пражкой (вот не помню точно) - там стояли наши войска, дожидаясь пока немцы расправятся с восставшими. Восстание было начато с согласия Лондона. Зачем нам нужны были выкормыши "англичанки"? Она ведь гадила еще тогда. Прыжка осталась целой. Восставших убили.
Мы жили у знакомой моих друзей - приятной милой дамы, у которой в квартире стояли несколько игровых автоматов. Она их продавала.
Тогда в Польше зарабатывали на жизнь, чем могли. Торговали всем - напильниками, термометрами, дрелями, носками и трусами. На улицах появились кооперативные магазины - там продавались изделия местных умельцев, кстати, довольно неплохие. Но в целом - картина была удручающая. Совок агонизировал, ПНР агогизировала вместе с ним. В костелах свечи стояли под двумя датами начала Второй мировой - 1 и 17 сентября 1939 года. Мне, родившемуся в 1963, было стыдно, один из наших потенциальных партнеров-поляков сказал мне тогда: мы не русских не любим, Ян, мы не любим советских!
Везде в переходах и кое-где на фасадах домов виднелся трафарет - знаменитый советский политрук поднимает в атаку бойцов. Ниже располагалась надпись: Советы - додому!
В Польше не было АЭС, не было развитой металлургии, не было мощного производства - в сравнении с Украиной они были, как Давид против Голиафа: в одной набедренной повязке и с пращой.
Овна прошлой неделе я ехал по автобану к Кракову и думал о том, что мы безнадежно отстали от поляков. Навсегда. И отстали не потому, что глупее или ленивее, просто мы пошли не в ту сторону. Мы пошли за газом по пятьдесят, и, несмотря на то, что в 90-е нас лихорадило со страшной силой, мы с высока оглядывали на бедующих поляков - мол, реформы делаете? Мучаетесь? А нас и здесь неплохо кормят! В результате, стартовав с выгоднейшей позиции, мы 26 лет плыли не в ту сторону. Так что разбитое корыто - это наше главное достижение к нынешнему дню. Мы дальше от будущего, чем были более четверти века назад.
У поляков все непросто.
Да, им простили долги (хотя и не в той сумме, что пишут ватники), их накачивали деньгами, им помогли. Но вот в чем дело... И нам бы помогли, если бы мы выбрали реформы вместо робкого посасывания хозяйского жезла власти и игры в независимость при полной экономической зависимости в реале.
В Польше есть безработица, экономические проблемы, но они - европейская страна. Пусть не самая богатая и благополучная, но живущая по-человечески.
Так что нам впору писать книгу "Как имея прекрасный потенциал всё прое...ть!". Будет национальным бестселлером. Мы, вообще, чемпионы в этом вопросе. Если кого надо научить - welcome! Ми на це здатнi!
Краков был прекрасен. Он очень похож на Львов, но в разы ухоженнее, а его парки и леса очаровывают, как и старые улицы Казимежа и башни Вавеля. Это старо-новый Краков. Древний и современный одновременно. Сохранивший лицо, но отринувший совок навсегда. На площади возле биржи был рок-фестиваль, ночью над Вислой взрывались сотни зарядов фейерверков.
Мы шли по улице и вспоминали о том, что теперь в Украине звук выстрела воспринимается вовсе не празднично. И еще мы говорили о том, что...
У нас есть все, что есть у них, но нам не хватило ума и решительности закопать совок в 1991-ом. Навсегда закопать. И вбить осиновый кол в его могилу. Плюнуть на газ "по пятьдесят" и шагать не в СНГ, а в Европу. Помучаться те же 10 лет, но выйти из кокона бабочкой, а не выползнем.
Мы все в ответе за дороги, которые выбираем.
Выбор человека необратим. Выбор страны еще можно исправить, но, увы, только за счет проигравшего поколения. За счет нашего поколения в том числе.
В день, когда я выезжал из страны, в очереди на Краковце стояло более 600 машин.
Когда я въезжал в Украину, мы прошли границу за 10 минут. Обе границы. Пункт перехода был пуст. Таможенники и пограничники любезны и улыбчивы. Я не шучу. Но людей не было.
Назад никто не торопился.
Жаль, если выбор пути окажется фатальным и мы окажемся на обочине цивилизации. Очень хочется выбраться.
Очень. Но за выбор всегда приходится платить.
Фото кликабельно.
|
</> |